Вербальная агрессия выражается в форме. Вербальная агрессия – это что такое в психологии? Формы, типы и проявления вербальной агрессии

Вербальная агрессия и эмоциональное насилие, безусловно, не столь очевидны, как их физическое проявление, но они точно так же постепенно подрывают нашу веру в себя.

Жестокость в отношениях пары может быть весьма тонкой и совершенно не очевидной. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой вербальная агрессия. Завуалированная критика, язык-шифр, уменьшительные суффиксы в словах, характеристики, относящиеся к другим людям - вот лишь несколько примеров . Мы остановимся на них подробнее, чтобы вы научились мгновенно распознавать подобное эмоциональное насилие. Не разрешайте так с собой обращаться!

Вербальная агрессия в отношениях: что это?

Словесная, или вербальная агрессия бывает разной, очень часто ей не придают особого значения.

Вот некоторые примеры такой агрессии:

  • Дразнящие фразы (с вызовом), весьма унизительные, часто с употреблением уменьшительных суффиксов в словах, чтобы немного завуалировать: «Сразу видно, что ты из маленького городка!«.
  • Привлечение внимания к атрибутам других людей: «Ох, какое тело, как раз такие мне нравятся«.
  • Вранье на каждом шагу (сознательное), даже по мелочам: «Это не я положил туда ключи«.

Такая словесная агрессия «льется» на нас рекой (партнер особенно не церемонится), а мы не всегда готовы реагировать. Может быть, мы сами допускаем и «формируем» такую модель отношений, потому что видели ее раньше - у своих родителей, например. Для того чтобы осознать подобную вербальную агрессию, необходимо прислушаться к своим чувствам и эмоциям… Не замечаете ли вы, например, что ваша самооценка падает?

Эмоциональный шантаж

Эмоциональный шантаж - это тоже вербальная агрессия (один из ее типов). Его целью является манипулирование другим человеком. С какой целью, спросите вы? Получить что-то от вас или же банально самоутвердиться, почувствовать себя главным в отношениях. Некоторые слова заставляют партнера чувствовать себя виноватым. Чувство вины, в свою очередь, вызывает угрызения совести. Человек, на которого направлена такая агрессия, начинает чувствовать себя плохо.

Как можно понять, что в ваших отношениях имеет место эмоциональный шантаж? Он включает в себя технику, известную как «gaslighting» - «прожектор». Она побуждает человека сомневаться в своих умственных способностях. Фразы вроде «я этого не говорил» или «ты с ума сошел/сошла, я в жизни бы такого не сделал/а» заставляют собеседника окончательно запутаться и начать сомневаться в своих предположениях. Цель? Дезориентировать партнера и получить над ним больший контроль. Бывает так, что человек чем-то расстроен и прямо говорит об этом другому, а тот отрицает все, отнимая у него аргументы.

Длительное молчание и полное игнорирование своего партнера - это еще одна форма агрессии. Манипулятор хочет, чтобы другой сделал первый шаг навстречу примирению.

Если обобщить все это, можно описать такие отношения одним словом: унизительные .

Словесная агрессия, возможно ли ее остановить?

Даже если подобные отношения кажутся вам чем-то обычным, вы замечали все это в отношениях своих родителей или друзей и вам кажется, что у вас-то не все так плохо, подобное эмоциональное насилие над собой нельзя допускать. Его нужно остановить!

Как мы уже упоминали выше, решение изменить модель сложившихся отношений может появиться только из осознания собственных чувств. Если ваш партнер насмехается над вами, вы не можете чувствовать себя хорошо… Если вам знакомо чувство вины, когда вас игнорируют, или вы часто сомневаетесь в своих способностях «с подачи» партнера, необходимо принять соответствующие меры.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Здесь не может быть оправданий или чувств "но я же так его/ее люблю". Отношения с активным использованием вербальной агрессии нельзя назвать здоровыми. Если этот человек будет говорить вам, что он вас любит, что он понимает, что ошибался, не торопитесь ему верить. Возможно, это лишь новая ступень, очередная уловка, чтобы получить над вами полный контроль и продолжать «развивать» отношения в том же духе. Не обманывайте себя. Скорее всего, изменить эти отношения не получится, так же как и партнера (если это его стиль общения). Изменить можно только свое отношение к этому! Главное, решиться.

Вербальная агрессия определяется как символическая форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы. Вербальная агрессия может быть открытой (оскорбления, гневные выпады) или скрытой (почти незаметной, постепенной). Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный вред собеседнику и выражается в очевидных унизительных формах (оскорблений, ругательства, криков, выпадов). Подобное поведение довольно часто имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство собеседника. Скрытая вербальная агрессия - это систематическое и уничижительное давление на собеседника, но без открытого противостояния и проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия по природе манипулятивна и направлена на установление контроля над другим человеком. Обычно жертва скрытой вербальной агрессии не понимает, что она находится под контролем манипулятора, который управляет поведением жертвы. Признаки скрытой агрессии в речи могут проявляться в нелестных сравнениях («ты как тот слон в посудной лавке»..); издевке, сарказме («это знает любой …»..); использовании командного тона («молчи и слушай»); замечаниях («это необходимо знать.»..); намеках, что с собеседником что-то не так («раз вы этого не знаете.»..); снисходительный тон («как можно этого не знать?»); деструктивной критики («у тебя ни когда ни чего не получается»); обобщения («ты всегда»..); хвастовства («да я в твоем возрасте.»..); перекладывании ответственности на другого человека («он меня спровоцировал.»..); напоминании о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. («Будет, как в прошлый раз.»..); вызывании чувства вины («Ты испортил мою жизнь.»..);.искажении, передергивании фактов; дискредитации («это и так очевидно.»..); ложном сочувствии («ты хорошо держишься, для такого как ты»..); принуждении к постоянному оправдыванию («если ты такой умный, то почему еще не богатый.»..); обличении и обвинении другого («ты хочешь скандал устроить …»); намек на проблему (какой то ты печальный и выглядишь не важно.»..); забывании фактов, что тоже включает в себя скрытую манипуляцию (некоторые агрессоры хронически забывчивы, когда речь идет о данных обещаниях).

Хотя последствия всех видов агрессии разрушительны, именно отрицание несет самые сильные разрушения, потому что фактически оно отрицает реальность партнера по общению. Стратегия поведения с агрессором-манипулятором предполагает два пути (в действительности их куда больше). Путь первый - «не кормить» агрессора ответной реакцией в виде раздражения, огорчения, плача. Второй путь это согласиться с оппонентом, а чтобы эффект был ярче необходимо это сделать с некоторой долей гиперболизации и иронии. Жертва должна знать, что от нее не зависит, наорет на нее агрессор или нет.

Гнев агрессора рождается из его собственного внутреннего и совершенно невыносимого ощущения собственного бессилия, из-за низкой самооценки, а также комплексов неполноценности. Очень часто корни такого поведения агрессора идут из детства, где, возможно, он сам был аутсайдером и поэтому, повзрослев, он «отыгрывается» на других. Свой гнев он выражает либо в скрытой форме через манипуляции, либо открыто яростными выпадами, направленными против партнера. Его стратегия поведения - это нападение, обличение, выявление и обвинения партнера. Вербальные агрессоры обычно большинство своих эмоций выражают гневом. Например, если агрессор чувствует неуверенность и беспокойство, он может сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что он вдруг почувствовал себя неуверенно и неспокойно.

Между тем, каждый из нас, от природы наделен способностью испытывать эмоции, чувства. Эта способность чувствовать универсальна для природы человека, но, к сожалению, агрессор чаще всего не хочет принять свои собственные чувства и тем более показать свои истинные чувства партнеру. Он искусственно создает дистанцию с партнером по общению.

Существуют категории вербальной агрессии, которые проявляются в замкнутости, стремлении возражать, стремлении обесценивать достижения и чувств других людей, вербальной агрессии в виде шуток, блокировки и искажении информации, обличении и обвинении других, критике и осуждении других людей, опошлении смысла происходящего, отказе в эмоциональной поддержки, угрозах, обзывании, командном тоне, забывании и отрицании фактов. Гнев способен подчеркивать, оправдывать и узаконивать вербальную агрессию.

Агрессивный гнев - это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять, что она не сделала ничего такого, за что на нее можно было бы кричать, срываться, обрывать на полуслове и даже с гневом смотреть - она не виновата, независимо от того, насколько винит ее во всем агрессор.

Партнеры вербальных агрессоров приходят к осознанию того, что как бы они ни объясняли, что бы они не имели в виду, это никогда не заставит агрессора извиниться за грубый тон. От него никогда не услышишь: «Извини, что наорал, сорвался». Партнеры на собственном опыте знают, что такого никогда не произойдет и скорее он их же и обвинит во всех «смертных грехах», но в глубине души они надеются, что когда-нибудь придет время, и агрессор поймет свою неправоту. Отказаться от этой надежды труднее всего, но опыт общения с агрессорами показывает, что это бесплодные мечты, которым не суждено сбыться.

Парадокс, но скрытая агрессия в речи, которая способствует снижению самооценки жертвы, исходит от агрессора с собственными личностными проблемами - низкой или необоснованно высокой самооценкой и кучей комплексов неполноценности. Обычно, жизненное кредо таких людей: «Унижая - возвышайся!», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Лучшая защита - это нападение!» и многое другое.

Конфронтация, соперничество время от времени возникают между людьми и могут приводить к агрессивному поведению (агрессии). Такое поведение является выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели. Тогда человек в силу различных причин выбирает способ конфронтации наиболее ему свойственный, или же более подходящий для конкретной ситуации. Таким образом выделяю два вида агрессии - физическую и вербальную.

Физическая агрессия - это использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др). А. Басс различает следующие виды физической агрессии: физическая - активная - прямая (нанесение другому человеку ударов, избиение или ранение при помощи оружия), физическая - активная - непрямая (закладка мин-ловушек; сговор с целью избиения и др.), физическая - пассивная - прямая (стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация)), физическая - пассивная - непрямая (Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Шкала открыто проявляемой агрессии Юдовского (OASCL) включает в себя описание трех форм физической агрессии и их поведенческих признаков.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Физическая агрессия может быть викарной, т.е. заместительной, выражающейся посредством ее имитации. Например, это игровая агрессия, в частности, жесткие спортивные состязания, такие как бокс и регби.

Вербальная агрессия - это символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная - активная - прямая (словесное оскорбление или унижение другого человека), вербальная - активная - непрямая (распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке), вербальная - пассивная - прямая (отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы), вербальная - пассивная - непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека).

Спорным остается вопрос о том, может ли вербальная агрессия быть выражена посредством молчания и отказа разговаривать. Такие действия скорее подходят под описание «психологической агрессии», которая иногда употребляется как синоним вербальной, но все же предполагает не только словесный инструментарий реализации. Она может быть выражена в форме речевой депривации.

Шкала открыто проявляемой агрессии Юдовского (OASCL) включает в себя описание следующих форм вербальной агрессии: громкий шум и сердитая речь, оскорбления, употребления нецензурных выражений, угрозы физической расправой. Следует отметить, что громкий шум и сердитая речь могут быть следствием не только агрессивных намерений индивида, но и ситуативной раздраженности.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата. Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций. Некоторые исследователи полагают, что вербальная агрессия является имитацией подлинной агрессии, благодаря которой происходит катарсис. Другие авторы, напротив, считают, что вербальная агрессия создает лишь иллюзию разрядки враждебности, на самом деле приводя лишь к накоплению деструктивных импульсов.

Вербальная агрессия — словесное выражение негативных эмоций в адрес другого человека. Целью подобного проявления выступает стремление подчинить жертву собственной воле, навязать ей чувство вины и неполноценности.

Чем опасна вербальная агрессия?

Словесные высказывания могут нанести не меньший вред, чем физическое воздействие. Они сказываются на самооценке человека, в адрес которого обращены, понижая ее. Они подрывают уверенность в себе, собственных словах, действиях и взглядах.

Агрессия со стороны других людей негативно влияет на самочувствие индивида. В отдельных случаях жертва таких нападок может не осознавать, что ей наносят вред, но при этом она будет систематически подвергаться негативному влиянию агрессора.

Стремлением нападающего является подавление своей жертвы, доминирование над ней в каких-либо аспектах жизнедеятельности, достижение своих целей путем унижения оппонента.

Такой способ воздействия чаще всего применяется агрессором с целью самоутвердиться за счет своей жертвы. В обществе часто практикуется такое поведение как метод достижения чего-либо, отстаивания собственных интересов.

Но такой подход к решению проблем является неэффективным для обеих сторон. Агрессивное поведение мешает наладить конструктивный диалог и прийти к согласию. Такие эмоции, как гнев, раздражение, злость являются деструктивными и вредят не только жертве, но и самому агрессору.

Вербальное проявление агрессии ухудшает физическое и психологическое состояние человека.

Словесная агрессия имеет свойство усиливаться с течением времени и приобретать более изощренные формы. В отдельных случаях вербальное воздействие может перерасти в физическое насилие.

Проявления вербальной агрессии

Формы и проявления агрессии могут быть различными. Она может возникать в ответ на потенциальную угрозу. В таком случае, агрессия является естественной эмоциональной реакцией. Но если враждебное поведение становится привычкой, то формируется такая черта характера, как агрессивность.

Многие задаются вопросом, что такое вербальная агрессия. Это поведение, при котором человек в любой момент готов занять нападающую позицию. Он склонен к недоверию и критике, а окружающих людей расценивает как потенциальных недоброжелателей.

Такая личность проявляет агрессию в следующих формах:

  • оскорбления, угрозы;
  • нецензурные выражения;
  • ссоры, конфликты;
  • обвинения;
  • грубый тон в разговоре;
  • упреки;
  • распускание сплетен;
  • клевета;
  • ругань, проклятия;
  • негативные высказывания в адрес другого человека;
  • критика;
  • злые шутки, подколы;
  • крик, истерика, плачь;
  • вопли, рычание, визг и т. п.


Также можно выделить такие типы проявления агрессии:

  1. Активная прямая агрессия. Характеризуется тем, что негативные высказывания произносятся агрессором в сторону жертвы в момент разговора.
  2. Активная непрямая — распространение сплетен, клеветы о человеке за его спиной.
  3. Пассивная прямая агрессия — игнорирование человека, отказ идти на контакт, вступать в разговор, демонстративное пренебрежение.
  4. Пассивная непрямая — отказ вступиться за человека, которого необоснованно обвиняют или критикуют.

Типы личности агрессивного человека

Можно выделить такие 4 типа личности агрессивного человека:

  1. Неограниченно-агрессивный.
  2. Направленно-агрессивный.
  3. Садистический.
  4. Хищнический (психопатический).
  5. Скрыто-агрессивный.

Неограниченно-агрессивный тип личности склонен к открытой агрессии, которая не всегда имеет объективные причины. Такое поведение принято называть асоциальным. Эти люди могут легко впадать в ярость, они не думают о последствиях своих действий, не чувствуют опасности. Они импульсивны, склонны к риску, могут нанести тяжелый ущерб другому человеку (как моральный, так и физический), не испытывая при этом угрызений совести.

Чаще всего такие личности становятся преступниками, т. к. отказываются подчиняться нормам и правилам, установленным в обществе. Они несдержанны и непредсказуемы, в связи с чем представляют угрозу для других людей. Такие индивидуумы не склонны подчиняться даже в тех случаях, когда от этого зависят их собственные интересы.

Направленно-агрессивный тип личности отличается тем, что устремляют свою агрессию в ту область, где ее проявление может считаться приемлемым (спорт, армия, бизнес, силовые структуры и т. д.). Проявление агрессивности в таком случае может быть вознаграждено. Люди такого типа стараются не выходить за рамки уголовного кодекса, но им не всегда это удается. Они могут причинить вред окружающим, если чувствуют, что останутся безнаказанными.

Садистический тип отличается от всех остальных тем, что получает удовольствие от причинения боли окружающим. Если другие типы агрессоров конечной целью ставят свои интересы и победу над оппонентом, то садистическая личность наслаждается самим процессом причинения боли и унижений. Они также любят подчинять своей воле других людей, но если остальные типы агрессивных личностей считают причинение вреда человеку издержками борьбы, то у садистов это основная цель.

Хищнический или психопатический тип личности является наиболее опасным для общества. Эти люди — искусные манипуляторы, которые изучают слабые места своих жертв, чтобы в подходящий момент совершить нападение. У них отсутствует понятие совести, морали и т. п. Они могут быть жестокими и безжалостными по отношению к другим.

В отличие от остальных типов, они маскируются под добропорядочных граждан, могут быть обаятельными и располагающими к себе личностями. Распознать такое поведение не всегда представляется возможным. Они используют людей в своих целях, считая себя выше всех остальных. Они воспринимают других людей как средство осуществления своих намерений.

Скрыто-агрессивный тип редко проявляет агрессию в прямой форме. Он понимает, что тем самым может оттолкнуть от себя людей и вызвать негативную реакцию в ответ на свои действия. Такие люди злопамятны.


Прямая и косвенная вербальная агрессия

Существует 2 вида психологической агрессии: прямая и косвенная. Прямая направленна непосредственно на оппонента и имеет более мощное воздействие. Чаще всего жертвой такой агрессии становятся те личности, которые не могут в полной мере дать отпор агрессору. Прямая агрессия носит непредсказуемый характер, поэтому в большинстве случаев такое проявление выбивает жертву из колеи. У нее не получается быстро сориентироваться и правильно отреагировать на нападки. Противостоять такому виду агрессии сложнее всего.

Косвенная агрессия не так ощутима, но причиняет не меньше вреда, т. к. она преследует четкие цели. К непрямому проявлению враждебности относится распускание слухов и сплетен, клевета, наговоры. Таким образом, репутация жертвы может быть безнадежно испорчена.

Определение агрессии является первой ступенью в борьбе с ней.

Как справиться с вербальной агрессией?

Наилучший способ противостоять негативным высказываниям в свой адрес — это не реагировать на них. Это не означает, что их нужно игнорировать. Основная задача — избавиться от внутренней негативной реакции на чужие слова, перестать испытывать эмоции в ответ на враждебные проявления. Не получив эмоциональной подпитки, агрессор принимает обратно свой негативный посыл.

Необходимо научиться контролировать свои эмоции и мысли. Это непростая задача, на решение которой потребуется много времени и стараний. Но результат оправдает приложенные усилия.

Слыша слово "насилие", мы в первую очередь представляем агрессивного человека, применяющего силу к более слабому. Однако насилие может проявляться не только в виде физической агрессии, но и в форме психологического давления и принуждения. И многие психологи уверены, что эмоциональное и вербальное насилие куда более опасно для человека, чем физическое, так как оно калечит не тело, а психику и. Человек, регулярно подвергающийся психологическому насилию, постепенно теряет уверенность в себе и свое "Я" и начинает жить желаниями и установками агрессора, прикладывая усилия для достижения его целей.

Агрессия иногда воспринимается как врожденная собственность или как готовность реагировать, которая является собственной личностью и, следовательно, этически нейтральной, и служит для адаптации, поддержания жизни. Многие психологи отмечают, что агрессия является нормальным или неадекватным ответом на колебания, препятствия в достижении важных результатов и целей или в результате психических травм.

Агрессивное поведение человека является естественной частью его социального поведения. В то же время агрессивное поведение является частью усилий по удовлетворению их потребностей и достижению их целей. Отсюда складывается его сложный характер и разнообразная форма и условия возникновения.

Признаки и виды психологического насилия

Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие - вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

Агрессия заключается не в том, чтобы думать о том, как что-то делать с кем-то, или планировать и воображать, как причинять боль или вредить кому-то. Агрессия - это поведение, которое приводит к повреждению или ведет к нему. Не важно, каковы конкретные последствия агрессивного поведения. Это может быть причиной физической боли, повреждения чужого имущества или психологической травмы другого человека. Это может быть все, что вызывает сопротивление и испытывает психический дискомфорт.

Важной особенностью агрессии является целенаправленный характер того, был ли акт причинения вреда кому-либо намеренно, преднамеренно. Случайный ущерб другому лицу, а также ущерб, вызванный небрежностью, не являются агрессией. Однако при определенных обстоятельствах умышленный вред может быть не агрессией. Примером может служить болезненная процедура для врача. Поэтому еще одной неотъемлемой чертой агрессии является намерение, с которым человек сознательно болит другого человека.

Защита от психологического насилия

Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь, обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Агрессия - это поведение, которое направляет себя на то, чтобы вызвать негативные последствия для другого человека с намерением причинить ему вред. Агрессия может быть направлена ​​против других, друг против друга или уничтожения. В терминах формы мы различаем физическую и вербальную, прямую и косвенную агрессию. Эти виды переплетаются друг с другом. Прямая агрессия может быть физически - штурмом, избиением, трауром, но также препятствовать достижению человеком цели, такой как вход в дверь - или словесные оскорбления, проклятие, отказ от ответа.

Противостояние любителю покомандовать

Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.

При косвенной физической агрессии агрессивное поведение переносится на прокси-объекты, которые каким-то образом связаны с жертвой, например, свойство - уничтожение имущества. Косвенная словесная агрессия - это распространение клеветы, или кто-то не вмешивается. Все это считается агрессией.

Агрессия может быть аффективной. Он полон эмоций, в основном развивающихся на основе провокаций или колебаний, и один действует импульсивно и не думает о последствиях. Например, руководитель критикует своего подчиненного за плохую работу. Он сначала берет верх, но когда он выходит из кабинета своего начальника, он не может преодолеть эмоции, и в ярости он начинает ругать его и оскорблять его, не понимая, что он может услышать его и нарисовать последствия.

Практический пример: Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:

А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.

С другой стороны, инструментальная агрессия нацелена. Цель состоит в том, чтобы обогатить себя, получить что-то ценное для данного человека. В отличие от аффективной агрессии, она гораздо более спланирована и осознана. Цель - не сама агрессия, а как следствие. Человек ворвался в странный дом, чтобы украсть все, что не прибито, и он получает деньги. Он узнал, что в то время все жители дома исчезли, но вдруг кто-то из семьи вернется домой раньше, чем он, потому что он поступил неправильно и стал бы нежелательным свидетелем.

Когда вор замечает его, он должен действовать и избавиться от него, иначе он будет в тюрьме. Что заставляет другого человека быть вторичным средством достижения своей цели, то есть денег в этом случае. В случае издевательств агрессия сама по себе является целью и планомерно и полностью осознана. Это похоже на инструментальную агрессию, но в этом случае агрессия не является прибылью. Издевательства часто говорят в связи со школьным колледжем, когда один из учеников унижает другого или даже физически нападает на него.

Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии


Цель – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).

Разумеется, чтобы уменьшить агрессию, это не помогает разозлить других. Ни миф о том, что, если кто-то расстроен, он должен сердиться на сумку для бокса, это неправда. Эта деятельность не снимает напряжение, но активизирует активацию, поощряет агрессию и успокаивает ее дольше. Алкоголь также не способ справиться с агрессией. Это может помочь подавить гнев на некоторое время, но он не может позволить ему исчезнуть или помочь ему справиться с этим.

Агреси следует преобразовать в какую-то другую форму. Например, он может проявлять творческую активность или физическую активность. Важно не быть агрессивным. Однако в случае чрезмерной агрессии всегда необходимо обратиться за консультацией к специалисту в форме терапии или некоторой поддерживающей терапевтической группы.

Практический пример: Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:

М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!

Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Это включает в себя обучение из другого региона, например психотерапия, психология, педагогика, социальные услуги. Это наши собственные семинары. . Образовательный блок, содержащий как теоретические, так и практические, с акцентом на контексте и тестирования практических навыков, как правило, предоставляется в пределах 8-16 уроков для 6-20 участников.

Введение в индивидуальное планирование - 8 часов. Для всех, кто заинтересован в индивидуальном планировании самостоятельно и получении неоценимого опыта в том, как делать свои собственные пожелания и личные цели. Этот редкий опыт подходит для всех, кто активно и пассивно занимается планированием ухода в социальных службах. Как достичь своей цели? Как определить личные цели и процесс их именования и определения? Как составить индивидуальный план и план ухода, как планировать отдельные шаги? Как подготовиться к оценке достижения цели и отражению всего процесса и шагов?

Противостояние игнорированию

Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.

Как найти баланс между реальной индивидуальной работой с клиентом или эффективным планированием ухода и стандартом 5 по индивидуальному планированию? Если вы заинтересованы в надзоре за социальными услугами или планируете ввести или изменить контроль в команде или организации, то этот курс для вас.

Формы надзора, договора, договора, правил, целей надзора, атмосферы, безопасности. Как контроль часто контролируется контролем или контролем? Роль и ответственность надзора и надзора. Условия для надзора и использования надзора за развитием организации.

Практический пример: Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:

Предотвращение синдрома стресса и выгорания - 16 часов. Вы попытаетесь справиться со стрессом, как справиться со стрессом вашей работы или жизненных событий. Конечно, некоторые варианты активного сопротивления давления и тяжести, таким образом, практическое руководство о том, как справляться со стрессом и предотвратить выгорание или сушки.

Возможность проверить методы управления стрессом и получить опыт работы в ситуациях, которые приводят к напряженности и последующему постепенному самоуничтожению. Варианты восстановления энергии. Что такое стресс и его связь с синдромом выгорания? Это способ выполнения или не выполнения наших основных потребностей в развитии и того, как это связано со стрессом. Диагностика стресса, его проявления и то, как мы его узнаем. Возможные последствия для здоровья, психосоматические симптомы, синдром выгорания и сушка жизненной энергии.

С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.

С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.

М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины

Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.

Биологическая мотивация и использование ресурсов. Психогигиена, расслабление, техника обработки. Использование вегетативной нервной системы. Курс основан на методологии эффективного управления стрессом. Агрессия и самооборона - 16 часов. Семинар познакомит Вас: агрессивное поведение в психологических и медицинских услуг, общения в гневе, как бороться с лично направленной вербальной агрессии, физической агрессии, управления общими принципами самообороны, как мы будем действовать после того, как конфликт.

Основной подход к агрессии и общий принцип самообороны. Планируйте предотвратить агрессию в социальных службах как часть планирования обслуживания. Подготовка защиты от словесной агрессии и общения в сердитом настроении. Управление физической агрессией, основным пониманием, способами и оценкой вмешательства. Как мы действуем во время и после конфликта. И их собственный гнев.

Практический пример: Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:

М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!

Определение курса особенно для всех вы сталкиваетесь в своей агрессии на рабочем месте со стороны клиентов и заинтересованы, чтобы попробовать методы управления агрессией и получить опыт о том, как действовать в подобных ситуациях. Основы агрессии, признания агрессивного поведения и превентивных процедур агрессии и стрессовых ситуаций. Получение теоретических и практических знаний об агрессивности, методах защиты и их использовании на практике.

Знакомство с семьей - Психомоторный подход Песо Бойдена - 8 часов. Психомоторная и эмоциональная зрелость способствует качеству и удовлетворению в жизни и оказывает всестороннее влияние на развитие детей, может быть защитным фактором и фактором риска на всех этапах человеческого роста. Результаты обучения курса. Целью будет основное знакомство с существующей теоретической базой, текущими научными знаниями, смыслом и расстройствами, связанными с эмоциональной незрелостью и развитием психомоторного развития.

Д: Я тебя не бросаю - я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?

М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!

Д: Мама, ты - взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Семинар посвящен выявлению сигналов риска и выяснению отношений с рискованным поведением, обмену опытом, возможностям вмешательств и пониманию поведения риска в раннем детстве, половой зрелости, взрослости и старости и его размышлений о психическом здоровье во взрослой жизни. Часть этого будет возможностью узнать больше друг о друге, их корнях и контексте влияния семейного контекста на историю, настоящее и будущее человека.

Семинар подходит тем, кто хочет: ознакомьтесь с интегративной концепцией психомоторного подхода и его использованием в клинической медицине или социальной практике, помогая профессиям, врачам, воспитателям, родителям, педагогам и понимая поведение детей в контексте развития психомоторного развития.

Противостояние запугиванию


Слыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом "если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье" или "если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя", нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.

Набор обучения, содержащий как теоретическую, так и практическую часть, подчеркивая контекст и пробуя практические навыки. По возможности, в контексте вашей целевой аудитории. Обозначение курса предназначено для работников, которые работают с семьей в любом контексте и которые заинтересованы в обмене опытом.

Выпускник узнает, как распознавать и понимать проблемные ситуации в семье, с соответствующей коммуникацией или стратегией при работе с отдельными членами семьи. Выпускник расширит свои навыки в планировании и возможной реабилитации семьи, познакомится с тем, как поддерживать отдельных членов семьи, а также семью в целом. Выпускник будет знаком с тем, насколько чувствительной и ласковой является семья как организм. И как найти возможный общий язык для работы с каждым отдельным членом семьи, как индивидуально, так и как часть семейной системы.

Практический пример: Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:

А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?

В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.

А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.

В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Типы фигур