Афоризмы про детей. Взрослые — это мы Дети может быть не меньше нас взрослых

Лучший возраст у детей: вы уже не водите их за руку, а они еще не водят вас за нос.

Ребёнок – это вечный двигатель, а ещё дрыгатель, прыгатель, кусатель, обниматель и крепкоцелователь.

Спящий ребенок – это не только мило, но и наконец – то!

Дети – лучший будильник: завел один раз – и на всю жизнь!

Как папа сказал, так по-маминому и будет!

Счастье нельзя купить,но его можно родить.

– А вы хотели мальчика или девочку??? – Вообще-то мы просто хотели отдохнуть…

Сделал дело – гуляй с ребенком.

Родители настолько простые устройства, что ими могут управлять даже дети.

Оставленные без присмотра маленькие дети быстро становятся маленькими родителями.

Ребёнок- единственная вещь в доме, которое приходится стирать вручную.

Чтобы поставить ребёнка на ноги, надо снять его со своей шеи…

Детям интересно откуда всё берётся, родителям – куда все девается.

Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь.

Материнская любовь – самый общераспространенный и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама ее сущность – забота и ответственность. (Неизвестный автор)

Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. (Неизвестный автор)

Брошенные дети часто живут с родителями. (Неизвестный автор)

Статистика разводов показывает, что родители убегают из дома чаще, чем дети. (Неизвестный автор)

Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени. (Неизвестный автор)

Ребенок – единственная вещь в доме, которую приходится стирать вручную. (Неизвестный автор)

Нет двух одинаковых детей – особенно если один из них ваш. (Неизвестный автор)

Мой сын занимается медитацией – в конце концов, это лучше, чем сидеть сложа руки. (Неизвестный автор)

Дети отцов всегда старше родителей: возраст отцов приплюсован к их возрасту. (Неизвестный автор)

Отец и мать, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется та вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. (Неизвестный автор)

Детей интересует вопрос: откуда все берется; взрослых – куда все девается. (Неизвестный автор)

Если дети так любят фильмы ужасов, чего они сердятся на родителей? (Неизвестный автор)

Существует три способа сделать что-нибудь: сделать самому, нанять кого-нибудь, или запретить своим детям делать это. (Неизвестный автор)

Его первой книжкой была «Азбука» – Морзе. (Сергей Федин)

Она с детства развивала воображение и стала тако-о-й воображалой (Сергей Федин)

Самая ненужная дисциплина в обучении – палочная. (Сергей Федин)

Устами младенца глаголет истина. Жаль, соска мешает разобрать, что именно. (Сергей Федин)

Здания тюрьмы и школы всегда узнаваемы. (Сергей Федин)

Каждый ребенок гениален, но только вундеркинды знают об этом. (Сергей Федин)

Мы в долгу у детей, потому что мы учим их считать, а они нас – быть счастливыми. (Сергей Федин)

Девиз второгодников: «Повторение – мать учения». (Сергей Федин)

Одно из важнейших прав ребенка – право на одиночество. (Сергей Федин)

Вырастая, дети становятся взрослыми или поэтами. (Сергей Федин)

В сто раз загадочнее дети,
чем НЛО и даже йети. (Сергей Федин)

Взрослые – это дети, у которых вышел срок годности. (Сергей Федин)

Дети – это детище гениальности родословия. (znarim)

С помощью игрушек ребенок развивается, а с помощью щенка воспитывается. (Валерий Красовский)

Если бы не дети, я бы не верил в пришельцев из будущего. (Валерий Красовский)

Детей в капусту аисты подкидывают. (Илья Герчиков)

“Дети – цветы жизни”, хорошо, если не дикорастущие. (Илья Герчиков)

Не бейте ребенка, чтоб потом не отыгрался на ваших любимых внуках. (Илья Герчиков)

Не уверяйте ребенка, что его аист принес, чтобы он не заподозрил в вас импотента. (Илья Герчиков)

Дети никому ничего не должны! (Макарский)

Мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым окружающими, ни о том, чтобы стать на точку зрения другого. (Жан Пиаже)

Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей. (Уильям Шекспир)

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель. (Мария фон Эбнер-Эшенбах)

Часто случается, что если опоздаешь дать ответ ребенку, то он не ждет его и сам отвечает. (Жан Пиаже)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Николай Иванович Новиков)

Ну что такое дети? Кустарный промысел. (Неизвестный автор)

Наши дети – как наши деньги: какими бы ни были большими, всегда кажутся маленькими. (Константин Мелихан)

Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца:
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца. (Абу Абдаллах Джафар Рудаки)

Естественная любовь родителей к детям неминуемо должна вернуться от детей к родителям, как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала. (Михаил Михайлович Пришвин)

Главный материнский капитал – ее дети. (Константин Кушнер)

Ты молод и мечтаешь о ребенке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?… Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей?… Или в желании твоем говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой? (Фридрих Ницше)

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Василий Александрович Сухомлинский)

Слишком хорошее детство превращает ребенка во взрослого еще быстрее, чем плохое. (С.Лукъяненко)

Если ребенок считает родителей волшебниками, то отчасти потому, что они сами убедили его в этом. (Эрик Берн)

Ребенок не знает необходимости – ни физической, ни логической. (Жан Пиаже)

Даже жирафы не позволяют сидеть на шее родителей. (Константин Кушнер)

Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (Владимир Федорович Одоевский)

Ребенок – это грядущее. (Виктор Мари Гюго)

Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку – уж не помирать ли он собрался. (Ралф Уолдо Эмерсон)

Отношение к детям – безошибочная мерка духовного достоинства людей. (Я.Брыль)

Родители – настолько простые устройства, что ими могут управлять даже дети. (Неизвестный автор)

Жизнь для ребенка – один огромный эксперимент. (Альфред Адлер)

Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. (Федор Михайлович Достоевский)

Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (Пьер Буаст)

Дети – цветы жизни… ПРОДАЮ СЕМЕНА!! Продаю-продаю…. А они не продаются… Приходится раздавать даром… (Неизвестный автор)

Если ты направился к другу в гости, то вид его детей, еще до того как ты зашел в дом, скажет тебе, почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя и ты ему дорог. Но если его дети не вышли тебе навстречу, значит твой друг не желает тебя видеть. Тогда повернись и, не раздумывая, возвращайся домой. (Менандр)

Дьявольское отродье – это ребенок, который ведет себя, как ваш собственный, но родился в семье соседа. (Неизвестный автор)

Родители – это кость, на которой дети точат свои зубы. (Питер Устинов)

Если дети, по счастью, могут забыть о мире взрослых на некоторое время, они все равно будут отданы, в конце концов, этому миру. (Жорж Батай)

Кого терзают приказами сильнее всего, так это детей. Удивительно, как они вообще не ломаются под гнетом приказов и умудряются пережить рвение воспитателей. (Элиас Канетти)

ДЕТИ – это наша живая надежда, столь же часто, как и все другие надежды, нас обманывающая. (В.Крачковский)

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают. (Марк Туллий Цицерон)

Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. (Екатерина Вторая)

Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка. (Антуан де Ривароль)
Жестокость по отношению к ребенку есть превышение меры наказания. (Константин Кушнер)

Ошибка детей в том, что они держатся истин взрослых людей. (Жорж Батай)

Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома. (Неизвестный автор)

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.(Василий Александрович Сухомлинский)

Детские определения всегда интересны, но истолкование их трудно. (Жан Пиаже)

Для ребенка все хорошее, что получает он от матери, само собой разумеется. (Жак Лакан)

Обычаи и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве, в расцвете юных сил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете – если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и впоследствии в течение долгой жизни. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)

Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них. (Уильям Грэм Самнер)

Дети не должны знать, как дороги они тем, кто их воспитывает. (Роберт Вальзер)

Дети героя далеко не всегда бывают героями; еще менее вероятно, что героями будут внуки. (Ралф Уолдо Эмерсон)

Бывают многодетные отцы, а бывают многоотцовые дети. (Валерий Афонченко)

Изучение спонтанных детских вопросов – лучшее введение в логику ребенка. (Жан Пиаже)

Матери больше любят своих детей, чем отцы, потому, что они более уверены, что это их дети… (Аристотель)

В детских фантазиях почти всегда встречаются ситуации, в которых ребенок над кем-то властвует. (Альфред Адлер)

Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам. (Вильгельм Дильтей)

Каждое слово взрослого человека представляется таинственно содержательным ребенку. (Лев Шестов)

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек)

Очень легко призывать ребенка не лгать. (Эрнст Симон Блох)

Мы должны стремиться к тому, чтобы рождались только желанные дети, поскольку жестоко давать жизнь нежеланному ребенку, который может стать жертвой физического или морального насилия. (Карл Раймунд Поппер)

Здоровый малыш – спокойная мама. (Татьяна Груздева)

Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье. (Чанакья Пандит)

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт))

В каждом ребенке нужно видеть личность, но как ее разглядеть? (Константин Кушнер)

Если “мужчины – это большие дети”, то женщины – это дети маленькие. (Неизвестный автор)

Не диво, что знаньем богаты сыны,
Которые мудрым отцом взращены. (Абулькасим Фирдоуси)

Дети не выбирают своих родителей. Они любят их такими, какие они есть. (Неизвестный автор)

Яйца от курицы далеко не падают. (Неизвестный автор)

Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, не мыслим коллективный духовный порыв, коллективное переживание идеи. (Василий Александрович Сухомлинский)

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. (Дени Дидро)

И на нашей улице будет праздник, если дети не будут предоставлены улице. (Константин Кушнер)

Не имей беспечных детей. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)

У низших народов натурализация – самая простая операция. Дитя продолжает не старость или зрелый возраст своих родителей, но их собственное детство. (Эмиль Дюркгейм)

Никому еще не удавалось вырасти, не совершив при этом ошибок. (Альфред Адлер)

Если мать видит, что ребенок поступил хорошо, она непременно должна его похвалить, выразить ему свое одобрение и тем порадовать его сердце. (Абдул-Баха)

Дайте возможность детям ошибаться. Вы дарите им жизнь, но не имеете на неё никаких прав. (Ольга Анина)

Мужчина и женщина получают свое завершение только в супружеской паре, а супружеская пара получает свое завершение только в ребенке. (Эмманюэль Мунье)

Дети – плоды, не видящие корней. (Геннадий Малкин)

Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово. (Освальд Шпенглер)

Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине не можем обрести его вновь. (Неизвестный автор)

Хорошо, когда у Вас есть дети, внуки, правнуки, но плохо, если это – единственное, что у Вас есть. (Неизвестный автор)

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. (Ян Амос Коменский)

Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением. (Екатерина II Алексеевна)

Молодость страшна: это сцена, по какой ходят на высоких котурнах и во всевозможных костюмах дети и произносят заученные слова, которые понимают лишь наполовину, но которым фанатически преданы. И страшна история, ибо столь часто становится игровой площадкой для несовершеннолетних; площадкой для игр юного Нерона, площадкой для игр юного Наполеона, площадкой для игр фанатических орд детей, чьи заимствованные страсти и примитивные роли вдруг превращаются в реальность катастрофически реальную… (Милан Кундера)

Лучшими и неопровержимейшими доказательствами нашей неповторимости являются наши дети. (Валерий Афонченко)

Детству следует оказывать величайшее уважение. (Децим Юний Ювенал)

С детьми мы должны поступать также, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам носиться из стороны в сторону в радостном заблуждении. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими, людьми, как теперь, но с детьми, – я бы выбрал последнее. (Лев Николаевич Толстой)

Только настоящее детское сердце нападает на свежие мысли, битое и поруганное – никогда. (Роберт Вальзер)

Только ребенок, который умеет беречь свои желания, способен в полной мере переживать радость общения с товарищами, способен открывать в людях – у своих учителей, товарищей – новые и новые богатства и ценности. (Василий Александрович Сухомлинский)

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. (Ян Амос Коменский)

Дети часто начинают воровать, когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. (Альфред Адлер)

Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверями или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.(Менандр)

Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит. (Джон Локк)

Детские болезни больше всего изводят родителей. (Б.Барташевич)

Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. (Генри Уорд Бичер)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)

Непреложный долг родителей воспитывать своих детей в духе неколебимой веры, ибо ребенок, отторгнутый от Божественной религии, не будет стремиться снискать благоволение своих родителей и Господа своего. (Бахаулла)

Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. (Надин де Ротшильд)

Дети – вершина здорового брака. (Рудольф Нойберт)

Сначала мы расстаемся с детством, а затем с юностью. (Луций Анней Сенека (младший))

Позволять себе насмешки над детьми – это почти преступление. (Альфред Адлер)

Все дети мира плачут на одном языке. (Леонид Максимович Леонов)

Ребенок приучается верить множеству вещей. (Людвиг Витгенштейн)

Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной.(Фрэнсис Бэкон)

Как часто родители по-настоящему любят своих детей, как редко дети по-настоящему ценят родительскую любовь. (Илья Шевелев)

Красивый ребенок – счастливая мама. (Татьяна Груздева)

Дети – это наша радость, если они здоровы умны и красивы! (Неизвестный автор)

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами… (Антон Павлович Чехов)

Дети – цветы жизни, собери букет и подари бабушке. (Неизвестный автор)

Радость словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность. (Василий Александрович Сухомлинский)

Жизнь коротка, но человек вновь проживает ее в своих детях. (Анатоль Франс (Тибо))

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. (Лев Николаевич Толстой)

Ребенок рождает родителей. (Станислав Ежи Лец)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)

Отец любит свое дитя, потому что оно его рождение; но он должен любить его еще как будущего человека. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью. Всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Хорошо быть ребенком, куда посадил, там и растет. (Цвия Ицхок)

Ребенок должен многому научиться, прежде чем он сможет притворяться. (Людвиг Витгенштейн)

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Николай Гаврилович Чернышевский)

Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. (Дмитрий Иванович Писарев)

Преимущество большой семьи заключается в том, что по крайней мере один ребенок, возможно, не пойдет по стопам остальных. (Неизвестный автор)

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок. (Пьер Огюстен Карон Бомарше)

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. (Василий Александрович Сухомлинский)

Никогда не поднимай руку на своего ребенка. Ты оставляешь незащищенным пах. (Неизвестный автор)

Ребенок – это награда для женщины и расплата для мужчины. (Константин Мелихан)

“Сыновья – мои, богатство – мое”, – так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? Откуда богатство? (Дхаммапада)

В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев? (Николай Васильевич Шелгунов)

Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом! (Александр Сергеевич Грибоедов)

Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе. (Василий Александрович Сухомлинский)

Всё, что видит и слышит ребенок, – это семья, посеянное в его душе. Там оно прорастает и потом приносит плоды. (Мигель де Унамуно)

К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. (Джон Рескин)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Василий Александрович Сухомлинский)

Наши цветы жизни часто оборачиваются непредсказуемыми для нас букетами. (Леонид С. Сухоруков)

Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители. (Владислав Брудзиньский)

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует много жертв. (Пьер Буаст)

Взаимная любовь скрепляется детьми. (Менандр)

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают. (Цицерон Марк Туллий)

Мальчики есть мальчики, они на мальчишеское смотрят по-мальчишески. (Неизвестный автор)

Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью. (Конфуций (Кун-цзы))

Не бывает так, чтобы человеколюбивые дети бросали своих родителей. (Мэн-цзы)

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. (Сюнь-цзы)

Не диво, что знаньем богаты сыны, Которые мудрым отцом взращены.(Фирдоуси)

Если смерти серп неумолим, Оставь потомков, чтобы спорить с ним! (Уильям Шекспир)

Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти. (Фрэнсис Бэкон)

Когда сын выругался, Диоген ударил отца. (Роберт Бертон)

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Ян Амос Коменский)

Когда находишься среди детей, следует быть настороже, как будто это не собственные дети, а заклятые враги. (Джордж Савил Галифакс)

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Жан ле Лабрюйер)

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. (Шарль Луи Монтескье)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан Жак Руссо)

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. (Людвиг ван Бетховен)

Правда, дети должны - пока они остаются детьми - быть руководимы родительскою властью, но в то же время должны быть подготовляемы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми. (Кристоф Мартин Виланд)

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собой. Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды. Всякая преждевременная зрелость похожа на растление в детстве. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Отец любит свое дитя, потому что оно его рождение; но он должен любить его еще как будущего человека. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью; всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых. (Николай Александрович Добролюбов)

Без детей нельзя было бы так любить человечество. (Федор Михайлович Достоевский)

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. (Дмитрий Иванович Писарев)

Детям, у коих прорезываются зубы, смело присоветую фиалковый корень! (Козьма Прутков)

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. (Константин Дмитриевич Ушинский)

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье. (Виктор Мари Гюго)

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст. (Виктор Мари Гюго)

Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства! (Джон Рескин)

Детская прелесть кроется в том, что с каждым ребенком все обновляется и мир заново предстает на суд человеческий. (Гилберт Кит Честертон)

Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер. (Эрих Фромм)

Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. (Януш Корчак)

Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери. (Януш Корчак)

Надейтесь на себя. В жизни есть два крепких якоря - работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести. (Николай Михайлович Амосов)

Дети - живые цветы земли… (Максим Горький)

Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. (Максим Горький)

Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творчеством и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. (Феликс Эдмундович Дзержинский)

Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. (Михаил Михайлович Пришвин)

«Естественная» любовь родителей к детям неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала. (Михаил Михайлович Пришвин)

Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас. (Владимир Сергеевич Соловьев)

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Лев Николаевич Толстой)

Если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить - младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными. (Альфред Адлер)

Каждого избалованного ребенка ожидает доля отверженного. (Альфред Адлер)

Каждый ребенок рискует развиться в неправильном направлении. (Альфред Адлер)

Мы не претендуем на то, что можем превратить любого ребенка в так называемую «талантливую личность», но мы всегда можем сделать из него «бездарного» взрослого. (Альфред Адлер)

Никакому ребенку не нравится все время быть самым маленьким и наименее способным. (Альфред Адлер)

Ребенок учится благодаря тому, что верит взрослому. Сомнение приходит после веры. (Людвиг Витгенштейн)

Ребенок ни в коем случае не хочет, чтобы его узнали в переодетом виде. (Ханс Георг Гадамер)

Дети допускают, что каждая из их мыслей является мыслью всех других, что все могут ее читать и понимать, даже если она и не выражена вполне ясно. (Жан Пиаже)

А какой афоризм ближе Вам, ждем ответ в комментариях!


Хмельницкая Ольга

Невредные советы для родителей
Ах, какие мы взрослые, какие мы умные, какие опытные! А наши дети такие маленькие, глупенькие, жизни толком еще не знающие. Но вся наша взрослость, весь наш разум и опыт не стоят ничего, если мы стали причиной хоть одной слезинки ребенка.

Куда уходит детство?

Разве мы не знаем, что обижать слабых нельзя? А ведь ребенок слабее любого взрослого. Разве мы забыли, что подчеркивать свое превосходство недостойно?

А зачем же в общении с детьми мы его постоянно подчеркиваем?! Разве нас не учили, что в любом конфликте нет правых? Так почему мы никогда не признаем свою вину в наших конфликтах с детьми?!

Отчего такая пропасть разделяет родителей и детей? Как она образовалась? Не взрослые ли ее создали? В кого мы превратились, повзрослев? И куда из нас ушло наше детство?

Закройте глаза и представьте себя ребенком. Вы им были когда-то, вы это помните?! А помните, чего вам больше всего хотелось, когда вы были маленькими? И еще вспомните, были ли довольны вами ваши родители? Впрочем, можете не напрягаться, я вам сама напомню. Ваши родители были вами недовольны (пусть не все время, но достаточно часто), а хотелось вам того, чего было ну никак нельзя.

Маленькие взрослые

Когда деревья были большими, а взрослые, соответственно, маленькими, все в их жизни было по-другому. Маленькие взрослые бегали, прыгали и громко кричали, и для них было совершенно невыносимо ходить на цыпочках и говорить шепотом. Маленькие взрослые хотели играть, гулять, смотреть мультики и абсолютно не хотели учиться. Маленькие взрослые пачкали и рвали одежду, ничего за собой не убирали и всячески старались увильнуть от поручений родителей. В общем, маленькие взрослые жили своей детской жизнью и не понимали, почему на их жизнь так настойчиво претендуют все вокруг взрослые – родители, учителя, соседи и все остальные люди старшего возраста.

Когда деревья были большими, а взрослые – маленькими, они клялись себе:

«Не-е-ет, я со своим ребенком никогда так не буду себя вести». Но время – штука коварная. Когда маленькие взрослые выросли и стали просто взрослыми (мало того, родителями), они забыли о своей детской клятве. И теперь их дети клянутся себе: «Не-е-ет, я со своим ребенком…»

13 невредных советов

Совет 1-й.

И доброта, и строгость одновременно.

Чаще всего родители представляют собой одну из крайностей: или безмерно добрые или строгие до диктаторства. И то, и другое – опасная позиция. Первая ведет к вседозволенности, а значит, не сформирует в ребенке умения управлять собой и находить компромиссы в общении с другими. Вторая крайность подавляет достоинство ребенка и приведет к детским бунтам ради бунтов в ущерб здравому смыслу. Если бы детей спросили, какими они видят идеальных родителей, они бы ответили именно так: строгие, но добрые.

Совет 2-й.

Не рассказывайте «как надо», а спросите.

Вы любили в детстве долгие и подробные нотации родителей? Даже если понимали, что они правы? Уверена, нет. Когда правильные слова говорят родители, они отбирают у детей право думать и анализировать самостоятельно.

Тысяча умных фраз взрослых ничто по сравнению с одной, осознанной и сформулированной самим ребенком. Если вы хотите, чтобы ребенок в будущем поступил иначе, дайте ему самому проанализировать случившееся.

Совет 3-й.

Прекратите унижать детей.

Как это просто, влететь разъяренной в комнату и, увидев разбросанные игрушки, съязвить: «Убрал в комнате, да?!» – и уличить ребенка в несделанном. Но ведь тем самым вы унижаете его. И вы всерьез полагаете, что унижение – это лучший способ добиться результата? Даже самая благородная цель не оправдывает неблагородные средства. Кстати, вспомните, что вы испытывали к взрослым, которые вас унижали? Вы хотите, чтобы ребенок испытывал подобные чувства к вам?

Совет 4-й.

Всегда оставляйте возможность выбора.

Когда нет возможности выбора, действует насилие – подчинение чьей-то воле, в данном случае воле родителей. Ребенок должен научиться подчиняться собственной воле, а для этого ему надо иметь выбор и принимать решения самому. Чтобы исключить принятие им совершенно неприемлемого для вас решения, предложите на выбор те варианты, которые вас устраивают. Маленькая уловка, но ситуация выбора будет создана.

Совет 5-й.

Доверяйте ребенку.

Если ребенок чего-то не умеет, что-то делает не так, чего-то не хочет делать совсем – это не значит, что так будет всегда. Опять же – посмотрите на себя, вы ведь уже не изрисовываете стены квартиры и не обляпываетесь во время еды?

Переросли как-то? Придет время, и ваш ребенок тоже все будет делать так, как надо. Причем это изменится не обязательно через много лет, все может измениться завтра или даже через час. Главное, не привязывайтесь к уже случившемуся плохому результату. Живите на шаг вперед и создавайте атмосферу веры в хорошее.

Совет 6-й.

Делайте паузы.

Никогда не требуйте от ребенка моментального исполнения. После воспитательного момента должна быть пауза. Оставьте его одного. Даже скажите: «Я надеюсь, что ты меня не будешь больше огорчать». Как бы давая ему понять, что вы не уверены, как он поступит. Думаете, это ненужная игра?

Тогда смоделируйте такую же ситуацию из собственного детства. Я готова признать, что игра не стоит свеч, если вы скажете, что, будучи ребенком, с радостью бросались «под прицелом» родителей исполнять их просьбу. Но скорей всего, стоя «под прицелом», вы думали: «Ну все, хватит, я поняла, я все сделаю, но не сразу».

Совет 7-й.

У каждого есть право на ошибку.

Ребенок не должен бояться ошибаться. Ошибиться – не страшно, если такой опыт чему-то учит. Пусть ребенок с вашей помощью научится анализировать свои ошибки. Но главное, он должен точно знать, что совершенная им ошибка не отнимет у него вашу любовь, что вы будете снисходительны. Выразив свое отношение к ошибке, простите ребенка. Вспомните, сколько раз вам хотелось, чтоб вас не ругали, не объясняли ничего, а просто простили!

Совет 8-й.

Любовь – это бесплатное чувство.

Если вы любите ребенка и заботитесь о нем, то он за это не обязан отвечать вам любовью и заботой. И никаких упреков по этому поводу быть не должно.

Иначе ваши чувства сразу превращаются в корыстные, а это ужасно. Да и достойное ли это занятие – требовать взаимности? Это ж не милостыня. Кроме того, ваше мнение о том, как к вам относится ваш ребенок, еще не истинное отношение ребенка. Конечно же, он любит вас. Как и вы всегда любили своих родителей. Но разве они не упрекали вас в недостаточном проявлении чувств?

Совет 9-й.

Не давайте и не принимайте пустых обещаний.

Многие взрослые непременно любят выудить из ребенка: «Я больше не буду!» И сами с легкостью бросают: «Да-да, завтра обязательно сходим». Сколько раз вы сами в детстве говорили и слышали подобные фразы? А как часто вы потом упрекали друг друга: «Ты же обещала!» Не приучайте детей к тому, что можно отделаться друг от друга словами, за которыми ничего не стоит.

Совет 10-й.

Будьте эмоционально честными с детьми.

Хуже всего, когда эмоции, которые мы выплескиваем на детей, являются последствием совершенно других и не к ним относящихся эмоций. Например, нас обидели, мы в плохом настроении, у нас что-то не получается – а не вовремя подошедший со своей просьбой ребенок стал громоотводом, в который мы «разрядились». Это же просто преступление. Вспомните, как вы в детстве остро чувствовали такие моменты несправедливости, как ком подступал к горлу, и так горько-горько думалось: «Ну за что?!»

Совет 11-й.

Спасительное чувство юмора.

Когда вам кажется, что ваши отношения с ребенком зашли в тупик (а лучше – еще в самом начале конфликтной ситуации), найдите повод пошутить. И вы увидите, как упрямый, вредный, злой изверг – чужое вам существо – снова станет вашим родным солнышком, зайчиком, котиком. И вы тоже для него из монстра превратитесь в мамочку-папочку.

Совет 12-й.

Время побыть вместе.

Не быть вам с ребенком счастливыми друг с другом, если вы не будете уделять ему время! И не тогда, когда надо проверить домашние задания или распорядиться, чтоб он шел мыться. Это должно быть время, в которое можно просто побыть вместе – пошептаться, обняться, погулять. Время любви и нежности – такое бесцельное свободное время, если, конечно, любовь и нежность не считать целью.

Совет 13-й.

У каждого своя жизнь.

Ваши дети – это ваши дети. И, ясное дело, они – ваше продолжение. И все-таки они – не вы. Они не будут такими, как вы хотите. Они будут такими, какими они захотят. Помогите им «продолжить» вас, став самими собой.

Можно ли сказать лучше?! И что к этому еще добавить?! Только то, как вы после всего вышесказанного будете жить со своим ребенком.

Вот 40 вещей, которые дети делали, делают и будут делать. А мы, взрослые, будем им завидовать. Потому что мы себе этого позволить уже не можем, хотя иногда и ужасно хочется. Только представьте, если бы вы могли делать все эти замечательные вещи!

1. Забираться ночью к маме под бочок , потому что под кроватью живет бука. Теперь там живут мысли о недоделанном отчете и не сданной в химчистку зимней одежде. И сбежать о них некуда.

2. Каждый день пробовать что-то новое и удивляться. Теперь нас не может удивить даже двухголовый лось, чего только в этом интернете не покажут.

3. Обращаться к старшим на "ты". Рамки воспитания вообще сильно сузили наши возможности.

4. Издавать при всех неприличные звуки и искренне считать, что это смешно. И даже не краснеть!

5. Говорить окружающим, что вы о них думаете , не наживая при этом врагов и имидж городской сумасшедшей.

6. Выглядеть мило даже в слюнявчике и перемазанным едой. И в дождевике. И в других странных вещах.

7. Есть на завтрак, обед и ужин только макароны с сыром . Через месяц заявить, что ты ненавидишь сыр. Следующий месяц есть картошку пюре. Без комочков.

8. Ходить на даче в дождливый день в одних трусах и резиновых сапогах. Чувствовать себя при этом супермоделью.

9. Надевать мамину комбинацию, залезать на табуретку и петь песни во флакон с лаком для волос. Собирать всю семью на эти импровизированные концерты.

10. Кататься в шерстяных носках по полу и говорить, что вы фигуристка. Опираясь на стол, вставать на пальчики, делать ласточку и считать себя балериной.

11. Сидеть на горшке перед телевизором и смотреть мультики. Потом истошно кричать "Мам, я все!".

12. Засыпать у папы на руках , зная, что тебя донесут, разденут и уложат. А через пять минут после того, как уложили, встать и сказать, что ты выспался и даже не получить по шее.

13. Сидеть в ванне три часа с кучей игрушек , а потом потребовать достать очки для плаванья, потому что ты решил установить новый рекорд по задержке дыхания под водой. А мама должна стоять рядом и считать, на сколько секунд ты можешь нырнуть.

14. Полностью заполнить память телефона своими фото буквально за десять минут. Обижаться, когда мама их потом из телефона удаляет.

15. Смеяться, если кот с разбегу не вписался в поворот и врезался в стену. Потом долго жалеть и целовать ошалелого кота, так и заснуть с ним в обнимку.

16. Вкусно пахнуть воробушком после активного дня и до посещения душа. Впрочем, мы этого не можем и после душа, чего уж там.

17. Научиться доставать большим пальцем ноги до носа и быть от этого счастливым целый день. Демонстрировать новое умение всем, кто попадет в поле зрения.

18. Пялиться с любопытством на людей в общественном транспорте . И что главное, люди в ответ на это улыбаются!

19. Спать каждый день после обеда по 2 часа. И еще и быть недовольным по этому поводу.

20. Корчить рожи и дразниться, если кто-то не нравится. Еще и язык показывать. Как бы это упростило общение с некоторыми коллегами!

21. Перемещаться по квартире только ползком . Если на полпути от комнаты до кухни, ты устал, лечь отдохнуть в собачьей корзине.

22. Играть с куклами в больничку и парикмахерскую . Выяснив, что волосы у кукол не отрастут, разрыдаться так горько, что мама немедленно рванет в ближайший магазин за новой куклой.

23. Улыбаться по любому поводу и быть счастливым просто так. Удивляться, если рядом есть кто-то грустный.

24. Заводить новых друзей, начиная разговор с фразы "Тебя как зовут? Меня Маша. Давай дружить?" . И все, вы уже друзья, не разлей воды.

25. Отказываться снимать бальное платье , даже спать в нем, потому что вы так давно о нем мечтали.

26. Играть в кошечку, засунув мех от зимней куртки в колготки . Все обязательно должны восхищаться и говорить "кис-кис-кис", а то вы не играете!

27. "Прищемить" мамино лицо ладошками и заставлять ее говорить смешным голосом. Умирать со смеху над тем, как она при этом выглядит.

28. Построить домик из покрывала и диванных подушек. Попросить маму принести туда молоко и печенье. Поедать все это при свете фонарика, воображая, что за стенами бушует вьюга.

29. Прыгнуть в каждую лужу по пути в детский сад. Не заметить, как промочил ноги и страшно удивиться, почему мама ворчит.

30. Ждать подарков "от зайчика" , когда мама и папа приходят с работы. И ведь никогда этот зайчик не подводил.

Самые неприятные - может быть, даже страшные - слова, которые могут прозвучать от ребенка: «Мама, я тебя не люблю!» или «Я тебя ненавижу!». Мы можем выдерживать капризы, упреки, истерики, но услышать от собственного чада такие слова не готовы.

Мы боимся их.

Мир сразу рушится, все кажется бессмысленным - все наши попытки дать ребенку любовь, подарки, жизнь… Ведь он нас не любит!...

Прежде чем впадать в панику, давайте разберемся, почему ребенок может сказать такие слова маме? Откуда могут появиться эти слова в его лексиконе? Что именно хотел бы сказать ребенок, какие эмоции выразить, произнеся эти слова? Откуда все берется? Давайте вспомним, когда «выскакивают» из уст ребенка такие фразы? Можно ли обобщить эти ситуации и предположить наверняка, что послужило поводом для этих жестоких - для нас, родителей - слов?

Согласитесь, что на пустом месте «Я тебя не люблю!» не появится.

-Это могут быть ситуации недовольства, когда ребенок не может выразить адекватными словами свои негативные эмоции.

Скажем: «Вы с папой не захотели купить мне велосипед. Я не доволен вашим поведением и глубоко оскорблен!» Вы бы, наверняка, удивились, если бы услышали такие слова, скажем, от 5-6 летнего малыша. И, тем не менее, мы ждем, что ребенок сможет выразить свое недовольство словами распространенного предложения, наполненного причастными и деепричастными оборотами.

Вспомните, всегда ли вы можете рассказать другому человеку - даже самому близкому - о том, что вас волнует? Не просто «Я устала…», «Я больше так не могу…», а «Я расстроена твоими словами. Я хотела купить это, но у меня не хватило денег. Сейчас я очень переживаю из-за этого, поэтому так эмоционально и может быть, грубо разговариваю с тобой». Вы всегда используете в разговоре с домашними такие словесные конструкции?

А с ребенком? Вы показываете ему, как стоит выражать свои чувства и с помощью каких слов это можно сделать? Всегда ли вы задаете вопросы своему чаду: «Что тебя сейчас волнует?», «Чего ты сейчас боишься?» или используете поддерживающие реплики: «Я понимаю, что сейчас с тобой происходит», «Я готова выслушать то, что ты мне скажешь. Я вся - внимание!» Ведь именно так мы показываем своему ребенку, как нужно говорить о том, что волнует, что «болит» в душе.

По наблюдениям специалистов, слова: "Я тебя ненавижу!" говорит большинство детей дошкольного возраста. Многие родители понимают, что такими словами ребенок выражает свое недовольство. Но реагируют на них неправильно. Как правило, так: "Как нехорошо ты сказал, чтобы я больше от тебя такого не слышала". Вполне возможно, что после нескольких повторений ребенок, действительно, перестанет так говорить. Но негативным эмоциям нужен выход. И ребенок найдет более деструктивные способы. К примеру, начнет драться, кусаться или строить из себя дурачка, притворяться, что не слышит, о чем говорят ему родители, или игнорировать их другими способами.

Позволяя ребенку выражать свои эмоции, мы помогаем ему учиться справляться с ними - таковы законы приобретения коммуникативных навыков.

- Это могут быть ситуации протеста, в которых ребенок не просто не доволен сложившейся ситуацией, но и активно против нее.

Например, вас не устраивает погода на улице или то, как ваш сын решил одеться, может быть, то, куда он решил пойти и с кем. Вы отказываете ему в его просьбе, положительное решение которой для него КРАЙНЕ ВАЖНО! И получаете в ответ: «Я тебя не люблю!» Но ведь вы сами напросились…

Смогли бы вы, например, разобраться с его ценностями? Услышать то, что он хотел сказать, а не ответить отказом только потому, что вам было не до того, чтобы понять, насколько это для него важно?

- Это могут быть ситуации сопротивления насилию.

Родители обладают определенной властью над ребенком. И пользоваться этой власть можно по-разному. В том числе, и применяя насилие: заставляя, угрожая, не говоря уже про физическое воздействие… Неудивительно, что ребенок, сопротивляясь, произнесет слова, о которых он и сам потом будет жалеть. Ведь он любит своих родителей безусловной любовью.

Ко всем перечисленным ситуациям относятся и кажущиеся нам бесконечными капризы. Ребенок просыпается и засыпает с унылым выражением лица, в течение дня он часто капризничает, он не радуется подаркам или его радость мимолетна, а за ней следуют продолжительные периоды «несчастного выражения лица». И задача родителей заключается в том, чтобы понять, где они «перегибают палку», что требуют от ребенка такого, что он не способен дать либо в силу возраста, либо в силу нехватки жизненного опыта и свойственных ему темпов развития, либо в силу исключительно своих понятий об этом мире.

- Это могут быть ситуации, в которых ребенок испытывает чувство вины.

Наверное, это самые болезненные для маленького человека ситуации. Он знает, что его родители - самые лучшие в мире. Он хочет быть любимым и любить, но у него не получается поступать так, как от него ждут. Это относится, в первую очередь, к детям с повышенной требовательностью к себе. Они все время оценивают свои поступки с точки зрения другого человека: что подумают, что скажут другие? Вдруг я поступил не так? Вдруг им не понравится?!

От таких детей вы вряд ли дождетесь крика о нелюбви или ненависти. Скорее, эти слова они будут адресовать себе, что не менее болезненно для ребенка. Потому что приводит к снижению самооценки.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель испытывает чувство вины.

Чувство вины ходит рука об руку с сомнения. Иногда создается впечатление, что мы - родители - постоянно не уверены в себе. Все время сомневаемся. Правильно ли мы ведем себя со своими детьми? Не слишком ли жесткие границы в отношениях устанавливаем? Не слишком ли лояльно относимся к их требованиям, капризам, бесконечным «хочу» и «дай»? Такие родители как раз вырастают из детей с пониженной самооценкой. И в качестве «наказания» за свои сомнения в отношениях с детьми они «притягивают» жесткие словесные конструкции: «Я тебя не люблю!» .

Ребенок, как и взрослый человек, прекрасно знает, когда перегибает палку, даже если родители закрывают на это глаза. В глубине души он ощущает свою вину. Он бы сам хотел, чтобы его остановили. Но если этого не произойдет, дело будет только ухудшаться. Он словно спрашивает: «Насколько плохим должно стать мое поведение, чтобы меня одернули?» Ведь ребенок ждет от родителей не столько исполнения любых желаний, сколько уверенности, стабильности, твердости. С их помощью он создает картину собственного мира. И какой она будет - слишком мягкой и неуверенной или слишком твердой и закостенелой или некой средней моделью, в которой он будет чувствовать себя комфортно - зависит от родителей.

Вина способна захлёстывать родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, что ваш любимый ученик схватил очередную двойку, что у дочки не складываются отношения с подружками, что сын связался не с той компанией, что... тысячи "что". Может быть, это и так. Но если вы погружаетесь в свою виноватость, становится очень трудно - фактически невозможно - найти правильное решение, понять ребёнка и помочь ему. Вина отбирает силы, из-за неё вы погружаетесь с головой куда угодно: в гнев, в депрессию, в сожаление, в раскаяние, самоедство. А возвращаетесь совершенно опустошёнными и обессиленными.

Есть ли простые и доступные способы, с помощью которых родители могли бы научиться избавляться от этого непродуктивного чувства, как только обнаружили его присутствие? По мнению психологов, есть. Вот конкретные шаги, которые необходимо делать.

Как избавиться от чувства вины

    Подойдите и извинитесь, если считаете, что были не правы. Если нет ребенка рядом - позвоните, напишите письмо. Возможно, письмо вы и не отправите, но для себя объясните, почему так поступили. И поймете: в тот момент вы не могли поступить иначе - не получалось. Например, вы накричали на ребенка ни за что ни про что. Покайтесь в том, в чем виноваты. Сразу почувствуете облегчение. Вы не оправдываетесь, а извиняетесь, то есть признаете свою ошибку и хотите исправить ее.

    Решите, что можете сделать прямо сейчас.

    А потом проанализируйте ситуацию. Найдите в "минусах" свои "плюсы". Например, "зато, когда я извинился, мои подросток впервые за месяц мне улыбнулся".

    Решите, как вы будете действовать в подобных случаях в будущем. Если, например, вам трудно сдерживаться, когда вас захлестывают отрицательные эмоции. Придумайте способы, как от них избавиться, не обижая своих близких. Например, кидайтесь мыть пол, стирать одеяло, можно выскочить с собакой на прогулку, поднять крышку унитаза и хорошенько высказаться. Заставляйте себя соблюдать это правило всегда! Поначалу срывы будут, так как вам надо избавляться от застарелой привычки. Продержитесь три недели - это минимальный срок для того, чтобы выработалась привычка. За это время новая полезная привычка (которой вы заменили дурную) начнет пускать корни.

    Хвалите себя за последовательность, за то, что у вас хватает мужества поступать так, как вы решили. Еще лучше фиксировать свои победы. Например, отмечать их в календаре-ежедневнике большим восклицательным знаком. Чем больше их будет, тем легче вам.

    Относитесь лояльно к "рецидивам". Вы снова можете взяться за старое - такова наша природа овладения новыми навыками. Шаг назад бывает почти всегда. Но не думайте, что у вас ничего не получилось. Вина - как болезнь: если она застарелая, нужно время, чтоб излечиться. Зато с каждым шагом у вас будет получаться все лучше и лучше.

    И, конечно же, простите себя. Вы - человек. А людям свойственно ошибаться.

- Это могут быть ситуации, в которых границы поведения ребенка размыты.

Грубая - в нашем случае оскорбительная, жестокая - реакция со стороны ребенка может быть следствием размытых поведенческих границ. Как и в предыдущем случае, речь идет о сомневающихся родителях, об их неуверенном поведении. Если мама обещает, но не выполняет обещаний. Если грозит наказанием, но очень скоро сама же его и отменяет. Если говорит «Нет!» и тут же «Да!». Если «нельзя» соседствует с «можно».

При таком отношении у ребенка происходит настоящая путаница в голове. Слова «Я тебя не люблю!» запросто слетают с его губ, как и многие другие. И он вряд ли пожалеет о них. Такого ребенка начинают наказывать, с каждым разом все сильнее увеличивая меры воздействия, но ему, как говорится, «как с гуся вода». Его уже не пугает наказание. Потому что самое страшное для него - это размытые границы во взаимоотношениях с родителями. Их бесконечные сомнения и неуверенность.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель не умеет говорить «Нет» своему ребенку.

Умению спокойно и уверенно отвечать отказом стоит учиться. Этот навык обязательно пригодится во взрослом возрасте. Посмотрите на себя, дорогие родители, вы умеете правильно говорить «Нет!»? Если не умеете, то научитесь. Хотя бы для того, чтобы передать свои опыт и знания ребенку.

Почему неумение такой, казалось бы, простой вещи может привести к словам о ненависти и нелюбви со стороны детей? Потому что ребенок растет уверенным, что ему ни в чем нельзя отказать, что все - включая и всех остальных окружающих его людей - ему должны. Но ведь это неправда! К тому же требования детей к родителям, которые не умеют отказывать, растут. Однажды родители будут вынуждены отказать, но уже не будут поняты детьми, привыкшими к другим поведенческим сценариям. Избалованный ребенок несчастлив даже у себя дома. Когда же он оказывается лицом к лицу с внешним миром — неважно, произойдет это в 2, в 4, в 6 лет, — то это оказывается для него сильным ударом. Выясняется, что никто не собирается с ним «носиться». Более того, на всех отталкивающе действует его эгоизм. Либо он всю жизнь будет страдать, либо приложит усилия, чтобы научиться быть приятным для других.

Можно ли настоять на своем, не теряя дружелюбия? Можно. Например, если ребенок требует продолжения игры, несмотря на ваше утомление, не надо бояться сказать ему: «Все, я устала. Я почитаю книжку. Ты тоже можешь почитать свою». Это вовсе не должно звучать сердито, достаточно произнести эти слова твердо, давая понять, что возражения не принимаются.

Пять правил, как говорить "нет" и не чувствовать себя виноватым

    Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, прежде чем сказать "да" или "нет", согласиться или отказать, подумайте, поймите суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.

    Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим "да" или "нет" машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам не безразличен. Вы прояснили для себя позицию собеседника.

    Покажите ребёнку, что вы признаёте его право иметь собственное мнение. ("Да, ты действительно считаешь, что мы должны купить этот велосипед", "Да, я понимаю: ребята будут тебя ждать".) Вы не соглашаетесь и не критикуете, вы просто констатируете такой факт: с его точки зрения это правильно.

    Объясните коротко и внятно, что вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить.

    Если ребенок не внял вашему "нет" и продолжает вас уговаривать, реагируйте как "автоответчик" - повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируете так: а) соглашаетесь с доводами (я понимаю, тебе хочется иметь велосипед; я понимаю, в этой компании ты давно не был... и т. д.), б) повторяете отказ одними и теми же словами ("но это слишком дорогой велосипед"; "без взрослых в поход я не могу отпустить тебя"). Никто долго не выдержит. Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

- Это могут быть ситуации, в которых мы - родители - неправильно реагируем на детскую критику.

Многие из нас считают, что ребенок не имеет права критиковать наше поведение. Тогда давайте зададимся вопросом: а почему мы так решили? Может быть, мы считаем свое поведение безошибочным и абсолютно правильным? Может быть, мы всегда уверены, что истина исключительно на нашей стороне? Те из нас, кто склонен считать себе всегда правым, составят полную противоположность родителю сомневающемуся. И будут также далеки от истины. Потому что она, как известно, находится посередине.

Так как же стоит реагировать на критику детей? Можно ли ее допускать в отношениях? Как отвечать на: «Папа, ты не прав» или «Мама, я с тобой не согласен»? Может быть так: «Молчи, мал еще старших учить!».

Как правильно критиковать

    Во-первых, любую критику стоит принимать спокойно. Как сказал кто-то из великих: «Когда я спокоен - я всесилен!»

    Во-вторых, учите детей - разумеется, на собственном примере - конструктивной критике. То есть использованию аргументов, объяснению причин и поводов. А также критике с последующими предложениями. Ставя во главу угла принцип: «Критикуешь - предлагай!»

    В-третьих, учите ребенка тому, что критика, несмотря на то, что появляется на волне недовольства другим человеком, способна приводить к очень позитивным результатам. Показывайте те результаты, которые появились в результате высказанных критических замечаний. Но высказанных грамотно, спокойно, с уважением к собеседнику.

Например, покупка того же самого велосипеда, действительно, могла состояться, если бы ребенок спокойно высказал свое недовольство, привел ряд аргументов, почему родители приняли неверное решение, обосновал бы, что получит он, а также родители от этого приобретения. Скажите, что такое невозможно? Отнюдь.

Демонстрируйте на собственном примере те модели поведения, которые вам хотелось бы привить ребенку, и он впитает их в себя, как губка.

- И, наконец, это могут быть ситуации, в которых ребенок повторяет за нами - родителям - те глупые и жестокие слова, которые мы себе позволяем…

Не секрет, что многие из нас, даже при высоком уровне интеллекта и образованности, даже в наше просвещенное время, могут позволить себе брякнуть (по-другому и не скажешь!) своему ребенку: «Не сделаешь - любить не буду!», «Ты безобразно себя ведешь - я тебя не люблю!», «Ненавижу тебя, когда ты так делаешь!». Мы адресуем эти фразы ребенку или мужу. Неважно кому. Важно, что ребенок записывает эти слова в память автоматически. И в моменты недовольства, агрессии, упрямства обрушивает их на нас. Но ведь именно наше неумение следить за тем, что говорим и делать выводы из собственных поступков, приводит к этим «карающим» словам.

Вы все еще боитесь этих слов? Продолжаете думаете, что быть родителем сложно? Или сейчас вы все-таки смогли увидеть те ошибки, которые способен допустить каждый из нас в отношениях с ребенком?

Следите за тем, что вы говорите. Только тогда у вас появится шанс исправить положение, даже если оно казалось вам до этого непоправимым.

Колористика