Естественное вскармливание виды. Питание здорового ребенка. Естественное вскармливание. Прикорм. Ошибки при естественном вскармливании. Возможные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери

Что такое естественное вскармливание и чем оно так полезно? Под данным определением обычно имеют в виду кормление грудью. Оно должно начаться с первых часов жизни ребенка. А продолжается естественное вскармливание детей до 1 года как минимум, лучше до 1,5-2 лет , или даже более, по рекомендации Всемирной Организации здравоохранения.

Молочные железы женщины начинают готовиться к ГВ еще во время беременности. Если сделать УЗИ желез в третьем триместре, то это явно будет видно на экране. Железистой ткани будет очень много. Другим явным признаком подготовки организма является появление молозива из сосков. Оно может выделяться в большом количестве самопроизвольно или появляться только при легком надавливании. Но есть оно или нет, от этого в будущем количество молока не зависит совершенно. И врачи, во избежание занесения в млечные протоки инфекционных возбудителей, не советуют надавливать на соски и совершать с ними какие-то бы то ни было манипуляции.

Естественное или грудное вскармливание новорожденных: начало пути

Если мама рожает естественным путем доношенного ребенка и в ходе родов не возникает серьезных проблем, врач или акушерка должны положить малыша маме на живот сразу после его рождения. До мытья, закапывания капель в глазки и измерений. Малыш лежит у мамы на животе, ближе к груди, а сверху они накрыты чистой простыней. Так лежать они могут до 2 часов в родзале. Но на практике часто оказывается порядка получаса. И в течение этого времени, если малыш сам не добрался до ареолы, не взял сосок в рот, медсестра должна помочь ему начать сосать. Первые полученные капли материнского молозива бесценны. Именно они дают малышу крепкий иммунитет на ближайшие месяцы.

Далее, маму и малыша переводят в послеродовую палату. Консультанты по естественному вскармливанию советуют им находиться в одной палате, причем и день, и ночь. Это позволит маме кормить ребенка так часто, как он того будет требовать. Это поспособствует налаживанию у них тесной психологической связи, ребенку будет полезно для здоровья молозиво, и с лактацией проблем не возникнет: не будет болезненного прихода грудного молока на смену молозива и застойных явлений в молочных железах.

Как правильно кормить малыша грудью? В период новорожденности не реже 1 раза в 2 часа, при ночном перерыве не более 4 часов. Пока есть только молозиво, желательно кормить обеими молочными железами, по 15 минут каждой. Детки есть разные. Кто-то высасывает нужное количество молозива или молока за 5 минут и потом мирно засыпает. А кто-то может висеть на груди часами, сосет очень медленно, подремывая. Со вторыми обычно возникают проблемы. Мамочки не могут от них оторваться. А если пытаются наладить какой-то график, не держать постоянно у груди ребенка, тот плохо набирает в весе, недоедает. Это не простое время для семьи, молока у мамы может становиться меньше, из-за чего вводится смешанное или искусственное вскармливание . Чтобы сохранить лактацию, нужно стараться будить ребенка во время кормления. Например, легонько потрепать за щечку, вытащить сосок изо рта или отнести подмыть. Обычно ко второму месяцу жизни ребенок спит меньше и при кормлении ведет себя активно. Важно к этому времени не перейти на смесь и сохранить ГВ.

Возможные трудности с естественным вскармливанием

Помимо лениво сосущих малышей, о которых мы писали ранее, есть очень активно сосущие. И с ними проблем бывает не меньше. У многих деток сразу не получается правильно брать грудь. И они кусают деснами сосок матери. В результате боль, трещины, а то и мастит. Чтобы такого не произошло, через боль кормить не нужно. Обязательное правило - давать ребенку сосок вместе с ареолой, погружать их ему в ротик как можно дальше. Если ощущается боль, необходимо просунуть свой палец в уголок рта ребенка и вытащить сосок, после чего дать его заново. Терпеть не следует.

Если ребенок плачет во время сосания груди, поджимает ножки - это он не от голода, а от кишечных колик . Очень распространенное явление среди детей первых четырех месяцев жизни. Кроме того, колики возникают из-за заглатывания большого количества воздуха при кормлении. Если вы заметили такую симптоматику у своего ребенка, прекратите кормление и приложите к животику ребенка теплую пеленку, сделайте массаж по часовой стрелке вокруг пупка. Только после того, как приступ пройдет, продолжите кормление. Можно поносить ребенка вертикально, столбиком, если проблема в проглоченном воздухе, это поможет ему быстрее выйти из желудка и не повлечет срыгивания молоком.

Еще одна проблема, которую в первый год жизни новорожденного ребенка грудное вскармливание несет - это аллергические реакции, вызванные погрешностями в питании мамы. С роддома мамочек учат, что потенциальные аллергены употреблять не следует. И в первую очередь это касается красных и оранжевых овощей и фруктов. Хотя аллергию чаще дает белок коровьего молока. Очень много его в цельном коровьем молоке, поэтому при лактации его пить не советуют, только использовать в небольших количествах при приготовлении пищи. А пить лучше кисломолочные напитки. Также не следует употреблять много курицы, пшеницы (там глютен). Вообще, никакого продукта не стоит кушать слишком много. Пусть питание будет разнообразным.

Иногда сложности вызывает введение прикорма при естественном вскармливании . Если мамочка кормит грудью по требованию, то ребенок еще долгое время будет плохо кушать твердую пищу. Проблемы с едой возникают даже у деток после года, с удовольствием кушающих мамино молочко. Здесь нужно быть настойчивыми, но в меру. После года очень хорошие результаты дает пример старшего ребенка, с удовольствием кушающего «взрослую» пищу.

Дети, длительное время получающие грудное молоко, часто испытывают сложности с жеванием. Этому тоже нужно учить. Причем желательно с раннего возраста, месяцев с 8, когда можно давать посасывать сушки. Чуть позднее - детское печенье. Постепенно добавлять в пюреобразную пищу маленькие кусочки. К году желательно не использовать блендер при приготовлении детских блюд.

Преимущества естественного вскармливания

Их очень много. Основные из них.

1. Экономичность. Упаковка самой недорогой смеси стоит порядка 200 рублей. При искусственном вскармливании ее хватает в среднем на 3 дня… Это значит, что нужно минимум 2000 рублей ежемесячно тратить на смесь. Но иногда требуется кормить ребенка смесями лечебными или высокоадаптированными, гипоаллергенными, они стоят в разы дороже. По 500-800 рублей за 1 упаковку.

2. Идеальный состав. Грудное молоко быстро переваривается и он него никогда не болит животик у ребенка, если мама не нарушает специальную диету. Естественное - это физиологическое вскармливание ребенка. Идеальное для его организма.

3. Повышение иммунитета. Такими свойствами обладает и молозиво, и зрелое грудное молоко. Особенно эффективно защита работает в первые шесть месяцев жизни ребенка.

4. Снижение риска кишечных инфекций. Достоверно известно, что естественное и искусственное вскармливание отличаются этим свойством. Искусственникам подхватить «кишечку» очень просто.

5. Удобство. Не нужно стерилизовать бутылочки, соски, брать их с собой при отлучении из дома и т. д.


13.07.2019 11:22:00
Что помогает убрать целлюлит?
Мягкая и слабая соединительная ткань – эта проблема знакома многим женщинам. Именно она виновата в появлении целлюлита и дряблости кожи. К счастью, укрепить соединительную ткань и убрать целлюлит вполне возможно – с помощью следующих способов.

12.07.2019 09:22:00
Что никогда не едят стройные француженки?
Не только с точки зрения моды и красоты французские женщины являются образцами для подражания: их стройность вызывает зависть. Она основана на определенных привычках питания, а не только на генетике. Давайте узнаем, какие продукты никогда не появляются на тарелках француженок.

Рациональное питание играет первостепенную роль в обеспечении гармоничного роста и развития детского организма, поддержании здоровья ребенка, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.

Особое значение имеет правильное питание детей раннего возраста, у которых практически отсутствуют запасы пищевых веществ, несовершенны процессы их усвоения из-за недостаточной сформированности обмена веществ и механизмов защиты от вредных соединений, поступающих в организм с пищей.

Естественное вскармливание

Рациональное питание детей первого года жизни предусматривает в первую очередь естественное вскармливание.

Грудное молоко — это свежая, натуральная, доступная в любое время суток, стерильная и имеющая нужную температуру пища для малыша. Однако грудное молоко — это не только полезный для младенца пищевой продукт. Оно обладает активными биологическими свойствами, которых не имеют даже самые совершенные молочные смеси. Гормоны, биологически активные вещества, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока оказывают благотворное влияние на организм ребенка. Они обеспечивают оптимальное течение процессов обмена веществ и поддержание устойчивости организма ребенка к инфекциям и неблагоприятным внешним факторам.

Кормление грудью — это еще и эмоциональный, духовный контакт матери и ребенка, оказывающий уникальное биологическое воздействие на его организм. При вскармливании материнским молоком малыши более спокойны и уравновешенны, приветливы и доброжелательны, а в дальнейшем более привязаны к матери, чем дети, находившиеся на искусственном вскармливании.

Раннее прикладывание к груди способствует более быстрой адаптации новорожденного к условиям окружающего мира.

Грудное молоко наилучшим образом удовлетворяет потребности растущего организма в белках, жирах, углеводах, большинстве витаминов и микроэлементов, и ребенок до 4-6 месяцев совершенно не нуждается в иных продуктах (так называемых продуктах прикорма), кроме материнского молока.

Грудное молоко способствует заселению желудочно-кишечного тракта полезными микроорганизмами и препятствует размножению болезнетворных бактерий. Вскармливание ребенка грудным молоком предотвращает развитие пищевой аллергии, хронических заболеваний органов пищеварения.

Дети, вскармливаемые грудью, реже болеют не только кишечными, но и острыми респираторными инфекциями, вследствие того, что грудное молоко содержит лимфоциты, макрофаги, а также антитела к тем инфекционным заболеваниям, которые перенесла мать.

Грудное вскармливание оказывает положительное влияние и на здоровье матери, способствует предотвращению таких заболеваний, как мастит, рак молочной железы и яичников.

Регулярное кормление грудью задерживает возобновление менструации и является естественным фактором, предупреждающим наступление беременности.

Практически все женщины после рождения детей способны к лактации (выработке молока). Настоящая неспособность к грудному вскармливанию встречается очень редко. При психологической поддержке врача, членов семьи, рациональном питании, соблюдении ряда правил по обеспечению лактации успех гарантирован в 90-95% случаев.

Важными условиями, способствующими полноценному грудному вскармливанию, являются:

  • прикладывание ребенка к груди в первые 30 минут после родов
  • тесный контакт между матерью и ребенком сразу после родов, который обеспечивает совместное пребывание в палате матери и новорожденного
  • прикладывание ребенка к груди, когда он голоден
  • правильное положение ребенка у груди, которое значительно облегчает кормление, обеспечивает своевременное поступление молока и помогает предотвратить воспаление и растрескивание сосков, а также нагрубание молочных желез.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения указывают следующие признаки правильного кормления:

Положение тела

  • матери удобно, она расслаблена
  • тело ребенка прижато к материнскому, он лежит лицом к ее груди
  • голова и тело ребенка находятся в одной плоскости
  • подбородок ребенка касается груди.

Реакция ребенка

  • ребенок берет грудь, когда он голоден
  • при касании груди происходит захватывающий рефлекс
  • ребенок облизывает грудь
  • ребенок спокоен и внимателен к груди
  • ребенок не выпускает грудь.
  • Эмоциональная близость

  • мать спокойна, уверенна
  • мать смотрит на ребенка, гладит его, помимо контакта «кожа к коже», происходит контакт «глаза в глаза».
  • Состояние груди

  • во время кормления грудь выглядит круглой
  • соски набухшие, вытянуты вперед
  • после кормления грудь мягкая
  • кожа выглядит здоровой.
  • Сосание

  • ротик ребенка широко открыт
  • нижняя губа вывернута наружу
  • язык изогнут вокруг соска груди
  • щеки круглые
  • медленное, глубокое сосание с паузами
  • можно видеть и слышать глотание
  • время сосания 10-12 минут
  • ребенок сам отпустил грудь.
  • «У меня недостаточно молока» — один из самых распространенных доводов, который приводят матери для оправдания своего желания слишком рано перейти на кормление ребенка молочными смесями или кашами. Однако часто у женщин вполне достаточно молока, но не хватает уверенности в этом. Им кажется, что ребенок плачет больше, чем обычно; хочет, чтобы его кормили чаще; долго сосет во время кормления.

    Действительно, в течение нескольких дней ребенок может казаться голодным, возможно, из-за того, что идет период более быстрого роста, и он требует, чтобы его кормили чаще. Это обычно происходит в возрасте около 2-6 недель и около 3 месяцев. Если ребенка прикладывать к груди чаще, то количество молока у мамы увеличится.

    В то же время, если в этот период начать кормить ребенка через соску из бутылочки, то лактация постепенно начнет снижаться. Ведь чем реже женщина кормит грудью, тем меньше в ее организме выделяется гормона пролактина, стимулирующего образование молока. К тому же питание через соску не требует от ребенка таких усилий, как сосание груди, и он вскоре отказывается брать грудь. Поэтому, если мать и врач считают необходимым давать ребенку прикорм (смесь, кашу и т. д.), то следует давать их не через соску, а с ложечки или из чашки.

    Как выяснить, получает ли ребенок достаточно молока?

    Существует простой тест-проверка. Если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании и при этом мочится не менее шести раз за сутки, значит, грудного молока ему хватает.

    Следует постоянно сопоставлять показатели веса и роста ребенка с нормативами, соответствующими его возрасту.

    Взвешивать малыша следует ежемесячно или еженедельно.

    В первые 6 месяцев жизни здоровый ребенок при достаточном количестве питания должен прибавлять в весе от 500 до 1000 г ежемесячно или не менее 125 г каждую неделю.

    Период новорожденности связан с возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, изменением энергетического обмена и терморегуляции. С этого периода начинается энтеральное питание ребенка. В период новоржденности адаптационные механизмы легко нарушаются. В этот период развивается гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимодействия эндокринного аппарата матери и ребенка и родовым стрессом. Состояния, отражающие адаптацию ребенка:

    1) физиологический катар кожи;

    2) физиологическая желтуха;

    3) физиологическая потеря веса;

    4) мочекислый инфаркт.

    В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью, проявляются родовые повреждения, внутриутробное инфицирование или инфицирование в родах. Могут возникнуть гнойно-септические заболевания, бактериальные и вирусные поражения кишечника и легких. В раннем неонатальном периоде должны быть созданы асептические условия, оптимальная температура окружающей среды, тесный контакт новорожденного с матерью. Поздний неонатальный период охватывает период с 8 по 28-й день. В этот период выявляется задержка нарастания массы тела. Резистентность организма ребенка низкая, полной адаптации еще не произошло.

    В этот период также могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов. Важным критерием благополучия ребенка следует считать оценку динамики массы тела, нервно-психического развития, состояние сна.

    В важнейшую характеристику этого этапа входят интенсивное развитие анализаторов, начало развития координационных движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

    2. Преимущества женского молока

    Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 1,5 раза – респираторными заболеваниями.

    1. В молозиве и в женском молоке содержатся антитела к возбудителям кишечных инфекций – к О-антигену сальмонелл, эшерихий, шигел, энтеровирусам, респираторным инфекциям (таким как грипп, реовирусная инфекция, хламидии, пневмококки), к возбудителям вирусных заболеваний (вирусу полиомиелита, цитомегаловирусам, вирусам эпидемического паротита, герпеса, краснухи), бактериальным инфекциям, вызываемым стафилококками, стрептококками, пневмококками, столбнячному токсину).

    2. В молозиве содержатся иммуноглобулины всех классов, особенно YgА (90 %). По мере лактации его содержание уменьшается, но суточное потребление остается высоким (3–4 г). Этот иммуноглобулин выполняет роль первой защиты против инвазии, подавляет адгезию бактерий, нейтрализует вирусы, препятствует аллергизации.

    В сутки ребенок получает 100 мг YgМ. Плацента жвачных животных для иммуноглобулинов непроницаема. В молозиве копытных животных содержится преимущественно YgG, а YgА и YgМ – в незначительном количестве.

    3. В первые 4 недели лактации в женском молоке присутствует лактоферрин (50-100 мг/л), который активирует фагоцитоз, связывая в кишечнике ионизированное железо, блокирует новообразование бактериальной флоры.

    4. В молозиве содержатся компоненты комплемента С3 (30 мг в день) и С4 (около 10 мг/день).

    5. В женском молоке содержание лизоцима в 100–300 раз выше, чем в коровьем. Его действие заключается в повреждении оболочки бактерий, стимулировании образования амилазы слюны, повышении кислотности желудка.

    6. В женском молоке содержится бифидус-фактор, активность которого в 100 раз выше, чем в коровьем. Этот углевод способствует образованию бифидус-флоры, молочной и уксусной кислот, что препятствует росту стафилококка, сальмонелл, шигелл, эшерихий. При естественном вскармливании соотношение в кишечнике лактобактерий и других микроорганизмов составляет 1000: 1, при искусственном – 10: 1.

    7. В женском молоке обнаруживается большое количество жизнеспособных клеток – 0,5–1 млн в 1 мл молока, макрофагов – 50–80 %, лимфоцитов – 10–15 % от общего цитоза. Макрофаги молока способны синтезировать интерферон, лактоферрин, лизоцим, компоненты комплемента, они сохраняют свое значение и при кишечных инфекциях. Среди лимфоцитов в женском молоке присутствуют В-лимфоциты, синтезирующие YgА, Т-лимфоциты – хелперы, супрессоры, клетки памяти. Они продуцируют лимфокины. Нейтрофилов в молозиве – 5 х 105 в 1 мл, в дальнейшем происходит некоторое снижение. Они синтезируют пероксидазу, обладают способностью к фагоцитозу.

    8. Аллергия к женскому молоку матери неизвестна, в то время как аллергия к молочным смесям у детей 1-го года составляет около 10 %.

    9. Женское молоко, особенно молозиво, в отличие от коровьего, содержит гормоны гипофиза, щитовидной железы.

    10. В женском молоке содержится около 30 ферментов, участвующих в гидролизе, что обеспечивает высокий уровень усвоения женского молока.

    11. В женском молоке в 2 раза меньше белка, но больше углеводов (лактозы), чем в молоке животных. Количество жира одинаковое. Энергетическая ценность за счет белка в женском молоке покрывается за счет белка на 8 %, в коровьем молоке – на 20 %. Доля энергетической ценности углеводов в женском молоке 45 %, в коровьем – около 30 %, жир в обоих случаях покрывает около 50 % его энергетической ценности.

    12. Женское молоко имеет меньшую зольность, чем коровье молоко.

    13. Соотношение суммы количества сывороточных лактоальбуминов и лактоглобулинов к казеиногену составляет 3: 2. В коровьем молоке это соотношение 3: 2, поэтому адаптированные смеси обогащены сывороточными белками. Казеин при створаживании молока в желудке дает крупные хлопья, а альбумины – мелкие, что увеличивает поверхность для контакта с ферментами гидролиза.

    В женском молоке содержатся и протеолитические ферменты.

    14. Основным компонентом жира женского молока является триглицериды. У детей в силу низкой активности липазы поджелудочной железы и низкой концентрации конъюгированных желчных солей гидролиз жира затруднен. В грудном молоке содержание пальмитиновой кислоты ниже, что способствует более легкому гидролизу. Пищевая ценность триглицеридов коровьего молока ниже, чем женского, в силу большего образования свободных жирных кислот, которые выводятся. Коэффициент усвоения жира женского молока на 1-й неделе жизни составляет 90 %, коровьего – 60 %, в дальнейшем несколько повышается. Состав жира женского молока также отличен от коровьего. В составе жира женского молока преобладают ненасыщенные эссенциальные жирные кислоты, которые не синтезируются в организме человека, особенно на первом году жизни. В коровьем молоке они содержатся в крайне малом количестве. Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет большое значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаз, становления электрогенеза. В женском молоке по сравнению с коровьем большее содержание фосфатидов, которые обеспечивают замыкание привратника при переходе пищи в двенадцатиперстную кишку, что приводит к равномерной эвакуации из желудка, способствуют синтезу белка. Абсорбционный коэффициент жира женского молока составляет 90 %, для коровьего молока – менее 60 %. Объясняется этому присутствием фермента липазы в женском молоке с его большей активностью в 20–25 раз. Расщепление липазой жира молока обеспечивает активную кислотность в желудке, что способствует регуляции его эвакуаторной функции и более раннему выделению панкреатического сока. Другой причиной лучшей усвояемости жира женского молока является стереохимическое расположение жирных кислот в триглицеридах.

    15. Количество молочного сахара (лактозы) в женском молоке больше, чем в коровьем, причем в женском это b-лактоза, которая медленнее усваивается в тонкой кишке и обеспечивает рост грамположительной бактериальной флоры в толстой кишке. преимущественное содержание лактозы среди сахаров женского молока имеет большое биологическое значение. Так, ее моносахарид галактоза непосредственно способствует синтезу галакто-цереброзидов мозга. Преимущественное содержание в женском молоке лактозы (дисахарида), обладающей большей энергетической ценностью, но равной моносахаридам осмолярностью, обеспечивает осмотическое равновесие, оптимальное для усвоения пищевых веществ.

    16. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет 2–2,5: 1, в коровьем – 1: 1, что сказывается на их всасывании и усвоении. Коэффициент усвоения кальция женского молока составляет 60 %, коровьего – всего 20 %. Оптимальные показатели обмена наблюдаются в случае поступления с женским молоком от 0,03 до 0,05 г кальция и фосфора на 1 кг массы тела, а магния – более 0,006 г/(кг в сутки). Женское молоко богаче коровьего железом, медью, цинком, жирорастворимыми витаминами.

    3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива

    Молозиво – клейкая густая жидкость желтого или серо-желтого цвета, которая выделяется в конце беременности и в первые 3 дня после родов. При нагревании легко створаживается. В молозиве больше белка, витамина А, каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов В12, Е, солей, чем в зрелом молоке. Альбуминовая и глобулиновая фракции превалируют над казеином. Казеин появляется лишь с 4-го дня лактации, его количество постепенно увеличивается. До прикладывания ребенка к груди в молозиве содержание белка наивысшее. Особенно много в молозиве YgА. Жира и молочного сахара в молозиве меньше, чем в зрелом молоке.

    Молозиво содержит лейкоциты в стадии жирового перерождения, макрофаги в значительно количестве, лимфоциты. В-лимфоциты молозива синтезируют секреторный YgА, который вместе с фагоцитами формирует местный иммунитет кишечника, когда происходит интенсивное бактериальное заселение организма новорожденного.

    Белки молозива всасываются в неизмененном виде в силу идентичности белкам сыворотки ребенка.

    Молозиво является промежуточной формой питания между периодами гемотрофного и амниотрофного питания и началом лактотрофного (энтерального) питания. Энергетическая ценность молозива в первый день составляет 1500 ккал/л, во 2-й – 1100 ккал/л, в 3-й – 800 ккал/л.

    4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма

    Естественное вскармливание – кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери. Оно представляет единственную форму адекватного питания для ребенка после рождения и в течение 1–1,5 лет жизни.

    Первое прикладывание новорожденного в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой первого контакта. Нормальный доношенный ребенок к моменту рождения имеет все для того, чтобы успешно сосать грудь согласно врожденной программе поиска питания в течение 120–150 мин после рождения: карабканье к груди матери, координированное действие ручек и рта в активном поиске соска с широко открытым ртом, цепкое присасывание к груди и энергичное насыщение до наступления засыпания.

    Грудное вскармливание нужно начинать в течение первого часа после рождения, когда оба рефлекса ребенка (поисковый и сосательный) и чувствительность области соска (ареолы) к тактильной стимуляции у матери наивысшие. Кожный контакт после родов должен быть близким – на животе матери после неосложненных родов. При кормлении ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающим грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладыванием под грудь опущенным, но не высунутым языком. Захват только одного соска без ареолы и последующее его сосание неэффективны и сразу приводят к образованию трещины. Эффективность сосания определяется ритмичным массажем ареолы языком ребенка. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка у груди более 2 ч нецелесообразно. Неэффективно и прикладывание ребенка или создание кожного контакта через 2–3 ч после родов.

    Хороший захват материнского соска ртом ребенка обеспечивает ему достаточную легкость сосания, хорошую рефлекторную регуляцию дыхания, сопряженного с сосанием груди. Наблюдение за кормлением должно быть ориентировано на достижении акта глотания молока, о котором можно судить и по выраженности глотательных движений, и по звуку, сопровождающему глотание.

    Прикладывание ребенка к груди должно осуществляться уже с первого дня, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми знаками еще до крика. Частота прикладывания может быть 12–20 и более в сутки. Перерыв между дневными кормлениями может и не достигать 2 ч, между ночными быть не более 3–4 ч.

    Наиболее закономерные дефицитные состояния при естественном вскармливании.

    1. Недостаточность витамина К в первые несколько дней жизни возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке или по причине малого потребления молока в этот период. Рекомендуется однократное парентеральное введение витамина К новорожденным.

    2. Недостаточность витамина D возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и недостаточной инсоляции. Рекомендации: 200–400 МЕ витамина D в сутки в тот период, когда нет регулярной инсоляции.

    3. Необходима коррекция по йоду матери и ребенка в регионах с неоптимальной природной обеспеченностью. Рекомендации: однократное внутримышечное введение йодированного масла.

    4. Дефицит железа. Из 1 л материнского молока ребенок получает около 0,25 мг железа, из других пищевых источников – примерно столько же.

    При естественном вскармливании дотация железом должна осуществляться лекарственными препаратами железа или через смеси, обогащенные железом, при необходимости введения докормов.

    5. Недостаточность фтора требует применения микродоз – 0,25 мг в сутки начиная с 6 месяцев и в дальнейшем.

    Введение прикормов зависит от качества женского молока. Оптимальное вскармливание при хорошем питании беременной и кормящей вполне может обеспечить развитие ребенка без прикормов до 1–1,5 лет.

    Отсутствие уверенности в оптимальном вскармливании требует введения густого прикорма в интервале от 4 до 6 месяцев.

    5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании

    В качестве обучающего прикорма можно использовать 50–20 г тертого яблока или фруктового пюре. При хорошем глотании, хорошей переносимости и отсутствии аллергической реакции его можно давать регулярно на прикорм и перенести на начало кормления. Наиболее подходящий возраст – между 16-24-й неделей жизни, длительность этого прикорма – 2–3 недели (см. табл. 4).

    Показанием к введению основного (или энергетически значимого прикорма) является явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемом объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом. У некоторых детей могут формироваться объективные признаки недостаточности питания даже при отсутствии беспокойства и крика: дети становятся апатичными, снижается двигательная активность, происходит замедление темпа весовых прибавок. Условия введения прикорма:

    1) возраст более 5–6 месяцев;

    2) сложившаяся адаптация к продвижению и глотанию густой пищи при использовании обучающего прикорма;

    3) состоявшееся или текущее прорезывание части зубов;

    4) уверенное сидение и владение головкой;

    5) зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

    Таблица 4. Примерная схема естественного вскармливания детей 1-го года жизни (Институт питания РАМН, 1997 г.)

    Сначала вводится пробная доза прикорма – 1–2 ч. л. и затем при хорошей переносимости происходит быстрое наращивание до 100–150 мл пюре из фруктов или овощей или каши без соли и сахара на основе гречневой крупы или риса.

    Этапы расширения прикорма:

    1) обучающий прикорм;

    2) одно овощное пюре (из картофеля, моркови, капусты) или фруктовое пюре (из бананов, яблок). Лучше использовать продукты, выпущенные производством;

    3) каши безглютеновые (из рисовой, кукурузной, гречневой круп);

    4) дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы из мясных консервов для детского питания, расширение овощей и фруктов, кроме цитрусовых. Срок адаптации – 1–1,5 месяца;

    5) каши на пшеничной муке;

    6) заменители коровьего молока для детского питания, неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, творог), цитрусовые и их соки, яичный желток вкрутую;

    7) начало «кусочкового» кормления: печенье, кусочки хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты.

    Общее суточное количества молока (грудного или в смеси) ни в каком периоде первого года жизни не должно быть меньше 600–700 мл, его следует распределять равномерно в течение дня.

    К концу первого года жизни вместо смесей группы «follow up» для молочного компонента рациона целесообразно использовать заменители коровьего молока для детей 2-3-го года жизни «Энфамил Юниор» фирмы «Мид Джонсон».

    При хорошей переносимости блюд прикорма и аппетите ребенка объем одной порции кормления может к III–IV кварталу первого года составить 200–400 г.

    Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком.

    Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни;

    Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах;

    Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов;

    В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

    В грудном молоке содержатся вещества, регулирующие рост, развитие ребенка и обеспечивающие правильное формирование его головного мозга и интеллекта (гормоны, факторы роста, таурин, цинк, йод, и т.д);

    В процессе кормления грудью между матерью и ребенком возникают особые очень близкие отношения, теплота которых сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;

    Грудное вскармливание полезно для здоровья матери, т.к. оно способствует сокращению матки после родов, помогает восстановить фигуру и является лучшей профилактикой мастопатии и рака молочной железы. Естественное вскармливание – физиологическое явление для матери и ребенка и поэтому случаи истинной нехватки молока встречаются редко. Наиболее ответственно соблюдается период восстановления лактации у матери - первые 3-4 месяца после родов. Можно рекомендовать следующие правила, необходимые для успешного вскармливания:

    Раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);

    В первые недели желательно обеспечить ребенку режим свободного вскармливания (по требованию ребенка) и только позднее перевести ребенка на питание по часам, которое он сам выбрал;

    При введении прикорма, для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;

    Если молока недостаточно, необходимо часто прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе.

    ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ.

    Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.

    Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г. (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г. (15-20 г. – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г. мяса или птицы, 70 г. рыбы, до 600 мл. молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов, 50 г. творога, 20 г. сыра, 400 г. различных овощей, 200 г. картофеля и 200-300 г. фруктов и ягод.

    Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсянковую и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральное кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.

    Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.

    Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит – 2 драже в день).

    ПРИКОРМ. ВИДЫ. ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ.

    Прикорм является самостоятельным видом питания, замещающий одно, а затем и несколько кормлений грудным молоком или смесями. Советуйтесь со своим педиатром по поводу назначения прикорма. Введение прикорма обусловлено:

    Увеличением потребности растущего малыша в энергии и основных пищевых ингредиентах (П.Ж.У.);

    Увеличением потребности организма ребенка в минеральных веществах (железе, кальции, магнии) и витаминах;

    Необходимостью тренировки жевательного аппарата;

    Необходимостью стимуляции пищеварительных желез и их постепенной адаптации к перевариванию взрослой пищи;

    Необходимостью введения растительных волокон, играющих важную роль в правильном функционировании желудочно-кишечного тракта ребенка;

    Необходимостью воспитания у ребенка навыков потребления новых видов пищи, в том числе более густой консистенции, что подготавливает его к отлучению от груди.

    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА.

    Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку или, в крайнем случае, в период выздоровления, при нормальном стуле;

    Прикорм вводится теплым перед кормлением грудью или смесью;

    Прикорм дается с ложечки, овощное пюре можно сначала добавить в бутылочку с молоком, что бы ребенок легче привык к новому вкусу;

    Каждое блюдо прикорма вводится постепенно, с малых количеств (1-2 чайных ложки) и в течение двух недель доводится до возрастной дозы;

    К новому виду прикорма переходят спустя 1,5-2 недели после введения предыдущего;

    Густота прикорма должна постепенно возрастать;

    Второй прикорм – злаковые каши – начинать вводить нужно с каш без глютена (рисовой, кукурузной, гречневой) и готовить их на том молоке или молочой смеси, которую получает ребенок;

    Детское питание в баночках содержит оптимальное количество соли и сахара и поэтому добавлять их не следует.

    РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

    Процессы усвоения пищи в человеческом организме достаточно сложны, а у детей первого года жизни, учитывая их интенсивный рост, недостаточное созревание формирований всех органов и систем, они протекают с особенно большой нагрузкой.

    Можно условно выделить несколько периодов питания детей:

    От 0 до 3-6 месяцев, когда ребенок получает только молоко;

    От 3-6 месяцев до 1 года – переходы, в течение которых в питание ребенку постепенно вводят блюда прикорма;

    От 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, когда ребенок постепенно и осторожно приучается к традиционным семейным блюдам; 4,5. дошкольный (от 3 до 6 лет) и школьный (от 7 до 14 лет), характеризующиеся широким спектром используемых в питании продуктов и блюд, в основном не отличающихся от тех, что получают взрослые люди.

    1 период. Если ребенок находится на естественном вскармливании материнским молоком, то до 3 месяцев нецелесообразно и даже вредно включать в рацион питания помимо молока другие продукты. Необходимым может оказаться включение витамина D. При отсутствии женского молока основным продуктом питания должны служить его заменители промышленного выпуска.

    2 период. Грудное молоко или заменители грудного молока по-прежнему остаются основой питания ребенка. Рекомендуемая суточная доза, в зависимости от возраста ребенка, составляет от 400 до 800 мл. молока.

    Число продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям, принадлежат фруктовые соки. Это обусловлено прежде всего тем, что они имеют ту же привычную для младенца жидкую консистенцию, что и молоко. В то же время введение сока позволяет обеспечить ребенка рядом новых для него пищевых веществ, в которых он нуждается; новыми для младенца сахарами (глюкоза, фруктоза), органическими кислотами (лимонными, яблочными); способствует усвоению пищевых веществ молока, а так же дополнительными количествами витамина C, калия, железа. С учетом неблагоприятной экологической обстановки, наиболее целесообразно вводить в рацион малышей натуральные соки промышленного производства. Соки следует вводить в рацион постепенно, начиная с двух чайных ложек, и увеличивать в течение 2-3 недель до 30-40 мл., а затем к 8-10 месяцем до 80-100 мл. в день.

    При естественном вскармливании соки следует вводить в рацион ребенка не ранее 3 месяцев жизни.

    Первым в рацион ребенка целесообразно вводить обычный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью, затем можно рекомендовать грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый, малиновый, вишневый, черносмородиновый, апельсиновый, мандариновый, клубничные соки, принадлежащие к числу продуктов с потенциально высокой аллергенностью, которые не следует давать ранее 6-7 месяцев. Это относится так же к тропическим сокам и сокам из других экзотических фруктов (папайя, манго). Введение соков следует производить из одного вида фруктов (для исключения его возможного аллергенного действия) и лишь только после привыкания к нему, можно вводить в рацион малышей смешанные соки из фруктов.

    3 период, 4 период, 5 период. Начиная с года, ребенок, как правило, уже не получает грудное молоко и может употреблять те же продукты, что и взрослый. Однако, надо избегать давать сушеные фрукты, которые можно вводить только после 18 месяцев. Масленичные плоды (арахис, миндаль и другие) практически запрещены до 5 лет. Колбасные изделия можно давать в очень небольших количествах. Шоколад и шоколадные конфеты лучше давать детям после 5 лет, но до этого возраста разршить ребенку зефир, мармелад, пастилу, мед, варенье, джем. Что бы привить будущему взрослому человеку полезные привычки, не надо добавлять в пищу слишком много сахара и соли, следует ограничить потребление жирных продуктов и соусов. Яйца лучше использовать не больше двух раз в неделю, в вареном или жареном виде.

    Фруктовое пюре следует рекомендовать детям, находящимся на естественном вскармливании, через 2-3 недели после назначения соков, то есть в 3,5-4 месяца, используя примерно тот же ассортимент фруктов, что и в случае соков. И в этом случае мы рекомендуем детское пюре промышленного производства, гарантирующее нужный состав и безопасность.

    В 4,5-5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу – прикорм. В количестве первого прикорма назначают овощные пюре. Введение овощного прикорма из одного вида овощей (например, картофеля, кабачков), переходя за тем к смеси овощей с постепенным расширением ассортимента и введением в рацион: цветной капусты, тыквы, белокочанной капусты, моркови, - позднее томатов, зеленого горошка.

    Злаковый прикорм (молочную кашу) лучше начать вводить спустя 3-4 недели после введения овощного пюре. Однако, в тех случаях, когда ребенок плохо набирает массу тела, имеет место неустойчивый стул, можно начинать введение прикорма с молочной кашей, а уже потом ввести овощное пюре. Первыми нужно давать каши, не содержащие глютена (особый вид белков, злаков), способный вызвать у ребенка заболевание кишечника – слипание – рисовую, кукурузную, гречневую. Каши следует включать в рацион постепенно. В начале следует добавлять одну чайную ложку в вечернее кормление, 2-3 чайные ложки, что бы увеличить калорийность пищи.

    Затем, в течение двух недель злаковые каши вводятся в утреннее кормление в виде густой молочной смеси, которую дают ребенку с ложечки. После введения первого вида злаковой каши, выдержав двух недельный период адаптации, ребенка приучают к другому виду каши.

    Творог следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев, поскольку материнское молоко в сочетании с уже назначенным к этому времени прикормом способно, как правило, удовлетворить потребность ребенка в белке, дополнительным источником которого является творог.

    Желток при естественном вскармливании следует назначать с 6 месяца жизни. Более раннее его введение достаточно часто приводит к возникновению аллергических реакций у детей.

    Мясо в рацион ребенка следует вводить с 7 месяцев, начиная с мясного или мясорастительного пюре (мясо с овощами и крупой), которые позднее заменяются фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 8-9 месяцев можно рекомендовать рыбу.

    С 7,5-8 месяцев ребенку в качестве прикорма можно назначать кефир, коровье молоко или другую кисломолочную смесь. Вместо коровьего молока лучше использовать специализированные молочные смеси, так называемые “последующие формулы”, представляющие из себя специальные продукты вместо молока, но со сниженным по сравнению с коровьим молоком уровнем белка и оптимизированным жирно-кислотным и витаминным составом.

    ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ.

    Материнскому молоку или его заменителям для детей первой возрастной группы, а затем молочным смесям для детей второй возрастной группы (последующие формулы) отводится первостепенная роль в питании детей до 12 месяцев.

    Детям от года до 3 лет так же лучше давать не обычное коровье молоко, а специальное сухое молоко для детей или продолжать давать специальные молочные смеси, предназначенные для детей старше 6 месяцев (последующие формулы).

    Необходимо с первых же месяцев жизни ребенка ограничить потребление соленых, жирных и сладких продуктов. Правильное воспитание вкуса является залогом предупреждения ожирения и других болезней.

    Ребенок должен относительно много пить, больше чем взрослый.

    Необходимо равновесие как в отношении качества, так и количества используемых продуктов. Не следует увеличивать потребление пищи под предлогом стимулирования роста ребенка.

    Пища ребенка до трехлетнего возраста, по своему качеству, количеству и консистенции должна отличаться от пищи взрослого человека.

    Преждевременное, с опережением потребностей ребенка, введение в рацион продуктов, не соответствующих его возрасту, не только нецелесообразно, но, более того, влечет за собой множество нежелательных последствий.

    При организации питания необходимо приспосабливаться к индивидуальному естественному ритму жизни ребенка.

    Нельзя принуждать ребенка есть. У ребенка удовлетворение, получаемое от еды, и разнообразие пищи, должны быть неразрывно связаны.

    Не следует преждевременно отказываться от продуктов питания, рецептура которых разработана специально для детей (каши быстрого приготовления, консервированное пюре в баночках).

    10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

    Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

    2.Естественное вскармливание

    Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

    Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

    2.1. Преимущества женского молока:

    1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

    2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

    3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

    4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

    5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

    6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

    7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

    8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

    9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

    10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

    11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

    2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

    Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

    Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

    В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

    Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

    Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

    3.Смешанное вскармливание

    Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

    ·недостаточный набор веса

    ·недоношенность;

    ·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

    ·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

    Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

    Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

    Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

    Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

    Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

    3.1.Правила смешанного вскармливания

    1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

    В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

    2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

    3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

    4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

    5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

    Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

    3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

    1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

    2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

    4.Искусственное вскармливание

    Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

    Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

    4.1.Правила искусственного вскармливания

    1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

    2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

    3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

    4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

    5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

    4.2.Режим

    первая неделя жизни – 7-10;

    1 неделя – 2 месяца – 7-8;

    2-4 месяца – 6-7;

    4-9 месяцев – 5-6;

    9-12 месяцев- 5.

    4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

    Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

    Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

    Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

    4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

    1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

    2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

    3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

    4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

    Облики