Болезнь - не приговор. Как полностью восстановиться после инсульта и возможно ли это? Психологическая и социальная реабилитация

Инсульт – острая сосудистая катастрофа, занимающая первое место в структуре инвалидности и смертности. Несмотря на улучшение медицинской помощи, большой процент людей, перенесших инсульт, остаются инвалидами. В этом случае очень важно реадаптировать таких людей, приспособить их к новому социальному статусу и восстановить самообслуживание.

Мозговой инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся стойким дефицитом функций мозга. У мозгового инсульта есть синонимы: острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), апоплексия, удар (апоплексический удар). Различают два основных вида инсульта: ишемический и геморрагический. При обоих видах происходит гибель участка мозга, который кровоснабжался пострадавшим сосудом.

Ишемический инсульт возникает из-за прекращения кровоснабжения участка мозга. Чаще всего причиной этого вида инсульта является атеросклероз сосудов: при нем в стенке сосуда вырастает бляшка, которая увеличивается с течением времени, пока не перекроет просвет. Иногда часть бляшки отрывается и в виде тромба закупоривает сосуд. Тромбы образуются и при фибрилляции предсердий (особенно при хронической ее форме). Другими более редкими причинами ишемического инсульта являются болезни крови (тромбоцитоз, эритремия, лейкемия и др.), васкулиты, некоторые иммунологические нарушения, прием оральных контрацептивов, заместительная гормональная терапия.

Геморрагический инсульт возникает при разрыве сосуда, при нем кровь поступает в ткань мозга. В 60% случаев этот вид инсульта – осложнение гипертонической болезни на фоне атеросклероза сосудов. Разрываются видоизмененные сосуды (с бляшками на стенках). Еще одна причина геморрагического инсульта – разрыв артериовенозной мальформации (мешотчатой аневризмы) – которая является особенностью строения сосудов мозга. Другие причины: заболевания крови, алкоголизм, прием наркотиков. Геморрагический инсульт протекает тяжелее и прогноз при нем более серьезен.

Как распознать инсульт?

Характерным признаком инсульта является жалоба на слабость в конечностях . Нужно попросить человека поднять обе руки вверх. Если у него действительно случился инсульт, то одна рука хорошо поднимается, а другая может или не подняться, или движение получится с трудом.

При инсульте наблюдается асимметрия лица . Попросите человека улыбнуться, и вы сразу заметите несимметричную улыбку: один угол рта будет ниже другого, будет заметна сглаженность носогубной складки с одной стороны.

Инсульт характеризуется нарушением речи . Иногда оно бывает достаточно очевидным, так что сомнений в наличии инсульта не возникает. Для распознания менее явных речевых нарушений попросите человека сказать: «Триста тридцать третья артиллерийская бригада». При наличии у него инсульта станет заметна нарушенная артикуляция.

Даже если все эти признаки возникают в легкой форме не надейтесь, что они пройдут сами собой. Необходимо вызвать бригаду скорой помощи по универсальному номеру (как со стационарного телефона, так и с мобильного) – 103.

Особенности женского инсульта

Женщины в большей степени подвержены развитию инсульта, дольше восстанавливаются и чаще умирают от его последствий.

Повышают риск инсульта у женщин:

— курение;

— применение гормональных контрацептивов (особенно в возрасте старше 30 лет);

— заместительная гормональная терапия при климактерических расстроцствах.

Нетипичные признаки женского инсульта:

  • приступ сильной боли в одной из конечностей;
  • внезапный приступ икоты;
  • приступ сильной тошноты или боли в области живота;
  • внезапная усталость;
  • кратковременная потеря сознания;
  • резкая боль в груди;
  • приступ удушья;
  • внезапно участившееся сердцебиение;
  • инсомния (бессонница).

Принципы лечения

От раннего начала лечения инсульта зависят дальнейшие перспективы. В отношении инсульта (впрочем, как и в отношении большинства болезней) существует так называемое «терапевтическое окно», когда проводимые лечебные мероприятия наиболее эффективны. Оно длится 2-4 часа, далее участок мозга отмирает, к сожалению, окончательно.

Система лечения пациентов с мозговым инсультом включает три этапа: догоспитальный, стационарный и восстановительный.

На догоспитальном этапе проводят диагностику инсульта и экстренную доставку пациента бригадой скорой помощи в специализированное учреждение для стационарного лечения. На этапе стационарного лечения терапия инсульта может начаться в отделении реанимации, где проводятся неотложные мероприятия, направленные на поддержание жизненно важных функций организма (сердечной и дыхательной деятельности) и на профилактику возможных осложнений.

Особого внимания заслуживает рассмотрение восстановительного периода, потому что зачастую его обеспечение и проведение ложится на плечи родственников пациента. Поскольку инсульты занимают первое место в структуре инвалидности среди неврологических пациентов, и наблюдается тенденция к «омоложению» этого заболевания, каждый человек должен быть ознакомлен с программой реабилитации после перенесенного мозгового инсульта, дабы помочь своему родственнику приспособиться к новой для него жизни и восстановить самообслуживание.

Реабилитация пациентов перенесших мозговой инсульт

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение медицинской реабилитации.

Медицинская реабилитация – это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это невозможно – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Есть часть пациентов, у которых после инсульта происходит частичное (а порою и полное) самостоятельное восстановление поврежденных функций. Скорость и степень этого восстановления зависят от ряда факторов: период заболевания (давность инсульта), размеры и место очага поражения. Восстановление нарушенных функций происходит в первые 3-5 месяцев от начала заболевания. Именно в это время восстановительные мероприятия должны проводиться в максимальном объеме – тогда от них будет максимальная польза. Кстати, очень важно и то, насколько активно сам пациент участвует в реабилитационном процессе, насколько он осознает важность и необходимость восстановительных мероприятий и прикладывает усилия для достижения максимального эффекта.

Условно выделяют пять периодов инсульта:

  • острейший (до 3-5 дней);
  • острый (до 3 недель);
  • ранний восстановительный (до 6 месяцев);
  • поздний восстановительный (до двух лет);
  • период стойких остаточных явлений.

Основные принципы реабилитационных мероприятий:

  • ранее начало;
  • систематичность и длительность;
  • комплексность;
  • поэтапность.

Восстановительное лечение начинается уже в острый период инсульта, во время лечения пациента в специализированном неврологическом стационаре. Через 3-6 недель пациента переводят в реабилитационное отделение. Если и после выписки человек нуждается в дальнейшей реабилитации, то ее осуществляют амбулаторно в условиях реабилитационного отделения поликлиники (если таковое имеется) или в реабилитационном центре. Но чаще всего такая забота перекладывается на плечи родственников.

Задачи и средства реабилитации различаются в зависимости от периода заболевания.

Реабилитация в остром и раннем восстановительном периодах инсульта

Проводится в условиях стационара. В это время все мероприятия направлены на спасение жизни. Когда угроза для жизни пройдет, начинаются мероприятия по восстановлению функций. Лечение положением, массаж, пассивные упражнения и дыхательную гимнастику начинают с первых дней инсульта, а время начала активных мероприятий по восстановлению (активные упражнения, переход в вертикальное положение, вставание, статические нагрузки) индивидуально и зависит от характера и степени нарушения кровообращения в головном мозге, от наличия сопутствующих заболеваний. Упражнения выполняют только у пациентов в ясном сознании и при их удовлетворительном состоянии. При небольших кровоизлияниях, малых и средних инфарктах – в среднем с 5-7 дня инсульта, при обширных кровоизлияниях и инфарктах – на 7-14 сутки.

В остром и раннем восстановительном периодах основными реабилитационными мероприятиями являются назначение медикаментозных средств, кинезотерапия, массаж.

Медикаментозные средства

В чистом виде применение лекарственных средств не может быть отнесено к реабилитации, потому что это скорее лечение. Однако медикаментозная терапия создает тот фон, который обеспечивает наиболее эффективное восстановление, стимулирует растормаживание временно инактивированных клеток головного мозга. Лекарственные препараты назначаются строго врачом.

Кинезотерапия

В остром периоде она проводится в виде лечебной гимнастики. В основе кинезотерапии лежит лечение положением, проведение пассивных и активных движений, дыхательная гимнастика. На основе активных движений, проводимых сравнительно позже, строится обучение ходьбе и самообслуживанию. При проведении гимнастики нельзя допускать переутомления пациента, нужно строго дозировать усилия и постепенно увеличивать нагрузки. Лечение положением и проведение пассивной гимнастики при неосложненном ишемическом инсульте начинают на 2-4-й день болезни, при геморрагическом инсульте – на 6-8-й день.

Лечение положением. Цель: придать парализованным (паретичным) конечностям правильное положение, пока пациент лежит в постели. Следите за тем, чтобы руки и ноги не находились долго в одном положении.

Упражнения динамического характера выполняются прежде всего для мышц, тонус которых обычно не повышается: для отводящих мышц плеча, супинаторов, разгибателей предплечья, кисти и пальцев, отводящих мышц бедра, сгибателей голени и стопы. При выраженных парезах начинают с идеомоторных упражнений (пациент сначала мысленно представляет себе движение, затем старается выполнить его, при этом проговаривает производимые действия) и с движений в облегченных условиях. Облегченные условия подразумевают устранение разными способами силы тяжести и силы трения, которые затрудняют выполнение движений. Для этого активные движения выполняют в горизонтальной плоскости на гладкой скользкой поверхности, используются системы блоков и гамаков, а также помощь методиста, который поддерживает сегменты конечности ниже и выше работающего сустава.

К концу острого периода характер активных движений становится более сложным, темп и число повторений постепенно, но заметно увеличиваются, приступают к проведению упражнений для туловища (легкие повороты, наклоны в стороны, сгибание и разгибание).

Начиная с 8-10 дня (ишемический инсульт) и с 3-4 недели (геморрагический инсульт) при хорошем самочувствии и удовлетворительном состоянии пациента начинают обучать сидению. Вначале ему 1-2 раза в сутки на 3-5 минут помогают принять полусидячее положение с углом посадки около 30 0 . В течение нескольких дней, контролируя пульс, увеличивают и угол, и время сидения. При перемене положения тела пульс не должен увеличиваться более, чем на 20 ударов в минуту; если возникает выраженное сердцебиение, то уменьшают угол посадки и продолжительность упражнения. Обычно через 3-6 дней угол подъема доводят до 90 0 , а время процедуры до 15 минут, затем начинают обучение сидению со спущенными ногами (при этом паретичную руку фиксируют косыночной повязкой для предупреждения растяжения суставной сумки плечевого сустава). При сидении здоровую ногу время от времени укладывают на паретичную – так учат пациента распределению массы тела на паретичную сторону.

Наравне с обучением пациента ходьбе проводят упражнения по восстановлению бытовых навыков: одеванию, приему пищи, выполнению процедур личной гигиены. Упражнения-приемы по восстановлению самообслуживания отражены в таблице ниже.

Массаж

Массаж начинают при неосложненном ишемическом инсульте на 2-4 день болезни, при геморрагическом – на 6-8 день. Массаж проводят, когда пациент лежит на спине и на здоровом боку, ежедневно, начиная с 10 минут и постепенно увеличивая длительность массажа до 20 минут. Помните: энергичное раздражение тканей, а также быстрый темп массажных движений могут увеличить спастичность мышц! При избирательном повышении мышечного тонуса массаж должен быть избирательным.

На мышцах с повышенным тонусом применяются только непрерывное плоскостное и обхватывающее поглаживание. При массаже противоположных мышц (мышц-антагонистов) используют поглаживание (плоскостное глубокое, щипцеобразное и обхватывающее прерывистое), несильное поперечное, продольное и спиралевидное растирание, легкое неглубокое продольное, поперечное и щипцеобразное разминание.

Направление массажа: плече-лопаточный пояс → плечо → предплечье → кисть; тазовый пояс → бедро → голень → стопа. Особое внимание уделяют массажу большой грудной мышцы, в которой обычно повышен тонус (применяют медленные поглаживания), и дельтовидной мышцы, в которой тонус обычно снижен (стимулирующие методы в виде разминания, растирания и поколачивания в более быстром темпе). Курс массажа 30-40 сеансов.

В условиях стационара реабилитационные мероприятия проводятся не дольше 1,5-2 месяцев. При необходимости продолжить восстановительное лечение пациента переводят в учреждение реабилитации амбулаторного типа.

Амбулаторные реабилитационные мероприятия в восстановительном и резидуальном периодах инсульта

На амбулаторное реабилитационное лечение пациентов направляют не ранее чем через 1,5 месяца после ишемического инсульта и 2,5 месяца после геморрагического инсульта. Амбулаторной реабилитации подлежат пациенты с двигательными, речевыми, чувствительными, координаторными нарушениями. Амбулаторная реабилитация, проводимая пациенту, перенесшему инсульт год и более назад, даст положительный эффект при условии наличия признаков продолжающегося восстановления функций.

Основные амбулаторные реабилитационные мероприятия:

— медикаментозная терапия (назначается строго врачом);

— физиотерапия;

— кинезотерапия;

— психотерапия (проводится врачами соответствующих специальностей);

— восстановление высших корковых функций;

— трудотерапия.

Физиотерапия

Проводится под контролем врача-физиотерапевта. Физиотерапевтические процедуры назначаются не ранее чем через 1-1,5 месяца после ишемического инсульта и не ранее чем через 3-6 месяцев после геморрагического.

Пациентам, перенесшим инсульт, противопоказаны:

— общая дарсонвализация;

— общая индуктометрия;

— УВЧ и МВТ на шейно-воротниковую зону.

Разрешается:

— электрофорез растворов вазоактивных препаратов;

— местные сульфидные ванны для верхних конечностей;

— постоянное магнитное поле на шейно-воротниковую область при нарушениях венозного оттока;

— общие морские, хвойные, жемчужные, углекислые ванны;

— массаж шейно-воротниковой зоны ежедневно, курс 12-15 процедур;

— парафиновые или озокеритовые аппликации на паретичную конечность;

— точечный массаж;

— иглорефлексотерапия;

— диадинамические или синусоидально-модулированные токи;

— местное применение токов д’Арсонваля;

— электростимуляция паретичных мышц.

Кинезотерапия

Противопоказание для кинезотерапии – АД выше 165/90 мм.рт.ст., тяжелые нарушения сердечного ритма, острые воспалительные заболевания.

В раннем восстановительном периоде применяются следующие виды кинезотерапии:

1) лечение положением;

2) активные движения в здоровых конечностях;

3) пассивные, активно-пассивные и активные с помощью, либо в облегченных условиях движения в паретичных конечностях;

4) упражнения на расслабление в сочетании с точечным массажем.

Направление проведения упражнений: плече-лопаточный пояс → плечо → предплечье → кисть; тазовый пояс → бедро → голень → стопа. Все движения нужно выполнять плавно, медленно в каждом суставе, во всех плоскостях, повторяя их 10-15 раз; все упражнения обязательно сочетаются с правильным дыханием (оно должно быть медленным, плавным, ритмичным, с удлиненным вдохом). Следите, чтобы не было болезненных ощущений во время выполнения упражнений. Восстановлению правильных навыков ходьбы придается особое значение: важно уделять больше внимания тренировке равномерного распределения веса тела на больную и здоровую конечности, опоры на всю стопу, обучению «тройному укорочению» (сгибанию в тазобедренном, коленном и разгибанию в голеностопном суставах) паретичной ноги без отведения ее в сторону.

В позднем восстановительном периоде часто имеет место выраженное повышение мышечного тонуса. Для его снижения нужно выполнять специальные упражнения. Особенность этих упражнений: при лечении положением паретичные руку и ногу фиксируют на более длительное время. Съемные гипсовые лонгеты накладывают на 2-3 часа 2-4 раза в день, а при значительной спастичности оставляют на ночь.

На что можно надеяться, и можно ли вообще на что-то надеяться?

Распространено мнение, что «лечение» и «после инсульта» - эти понятия несовместимые.

Дескать, поскольку инсульт уничтожил часть мозга, то как ни старайся - эту часть не оживить, врачи сделали всё зависящее, а дальше человек может только приспосабливаться к своему частичному параличу и жить с ним, но большего ждать не следует.

Отчасти это так. Инсульт действительно уничтожил в мозгу часть нервных волокон.

Но восстановление движений и самочувствия всё-таки возможно.

Но как, за счёт чего? За счёт того, что у мозга есть большие резервы.

Всем известно, что человек использует мозг только на 5-7 процентов. Надо заставить мозг перераспределить нагрузку на оставшиеся неповреждённые волокна, в том числе и на "резервные", ранее не использовавшиеся.

А это можно сделать только постоянной тренировкой, занимаясь по много часов в день.

У Вас должна быть расписана каждая минута - занятия для восстановления подвижности рук, ног, мышц лица, упражнения для языка, пальцевая гимнастика, психологическое самовосстановление (медитация или аутотренинг), и так далее.

При этом нужно взрастить в себе несгибаемую веру в то, что однажды Вы станете полностью здоровым и нормальным человеком.

Когда Вам говорят, что это невозможно, то знайте - это всего лишь чьё-то частное мнение. То, во что Вы верите, становится Вашим миром, Вашей реальностью.

Не позволяйте чьему-то мнению разрушить свою Веру. Доверяйте только своему сердцу - оно не обманет!

Что касается перспектив восстановления, то в каждом конкретном случае всё по-разному.

Очень многое зависит от возраста больного, тяжести перенесённого инсульта и приложенных усилий, поэтому можно сказать только следующее: во многих случаях человек может полностью преодолеть последствия инсульта и вернуться к нормальной жинзи, а в других случаях можно рассчитывать только на заметное улучшение.

МЕТОДИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ

С помощью специальных трав можно избавиться от последствий инсульта и вернуться к полноценной жизни.

Все вопросы решаются по почте (приезжать не надо).

Вам надо написать мне письмо по электронной почте.

В письме НЕ НАДО описывать всю биографию. Письмо пишите кратко, но обстоятельно.

Образец письма:

"Я узнал(а) о Вас из сайта. Я (или мой муж, или моя жена) в таком-то году, будучи в таком-то возрасте, перенес(ла) такой-то (ишемический, геморрагический) инсульт. С тех пор удалось восстановиться на столько-то. Сейчас состояние здоровья такое-то. Давление такое-то. Что можете предложить?"

Письмо отправьте на мой электронный адрес [email protected]

Я получу письмо, и по электронной почте отправлю Вам ответ о том, какие именно травы и в какой последовательности я бы порекомендовал принимать в данном конкретном случае.

А Вы сами будете принимать решение о том, будете или не будете Вы заказывать у меня предлагаемые травы и рецепты.

АУТОТРЕНИНГ ПРОТИВ ФАКТОРОВ РИСКА

Поскольку от инфракта в США ежегодно умирает около 600000, а в Германии почти 100000 человек, необходимо еще раз остановиться на факторах риска, на которые можно воздействовать методом аутогенной тренировки. В первую очередь, следует назвать высокое давление крови.

Гипертония – очень распространенная болезнь. В крупных городах, по данным исследований, проводившихся в 1970-1992 годах, от нее страдает около трети всего взрослого населения. Существует мнение, что гипертония – главная причина каждой четвертой смерти. Гипертония ведет к атеросклерозу, инфаркту и инсульту. Если своевременно не заняться ее лечением, ожидаемая продолжительность жизни существенно снижается.

Если высокое давление не имеет явных органических причин, то в этом случае говорят о так называемой эссенциальной гипертонии. Полагают, что она основывается на общем сужении мелких кровеносных сосудов. Однако трудно определить, что заставляет сосуды сокращаться. В этом играют роль многие внешние и психические условия. Результаты различных исследований показывают, что больные гипертонией реагируют на физические раздражители и психические нагрузки дальнейшим ростом давления.

Умерший несколько лет назад психоаналитик Франц Александер характеризовал этих пациентов как чрезмерно уступчивых и вежливых людей. Такая раболепная позиция является признаком защиты от хронически подавляемой ярости, которая зачастую наблюдается у них. Она же имеет следствием чувство неполноценности, которое усиливает агрессивные побуждения. Если такие люди вынуждены постоянно подавлять свои агрессивные наклонности и не используют „каких-либо невротических симптомов для нейтрализации этих импульсов”, может развиться гипертония, констатирует Александер.

С помощью приобретающего все большую значимость метода биологической обратной связи, в котором регистрируются непроизвольные функции организма, удается добиться того, что животные и люди получают возможность произвольно управлять работой того или иного органа, что обычно невозможно. Таким путем в серии экспериментов студенты повышали и понижали у себя давление крови. Однако в настоящее время этот метод еще очень дорог, чтобы в широких масштабах найти применение в лечении, в том числе, и других психосоматических болезней.

Намного легче и естественнее для больных гипертонией побольше двигаться каждый день на свежем воздухе, чтобы понизить давление. Можно порекомендовать и бессолевую диету (проконсультироваться с врачом), но прежде всего достаточное количество свежих фруктов и овощей. Однако многие пациенты ленятся предпринимать что-либо для собственного здоровья.

Аутотренинг может сыграть важную роль в лечении гипертонии. Это показали уже первые опыты, проведенные Шульцем. У многих занимающихся аутогенной тренировкой давление быстро снижается. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без медикаментов, будет решать лечащий врач.

«В начале заболевания аутотренинг может использоваться с большой надеждой на успех. По мере того, как болезнь становится хронической (это относится и к другим болезням) шансы на успех уменьшаются. Формулы цели должны основываться на основных упражнениях:

„Я совершенно спокоен и свободен.

Голова свежая и легкая, лоб приятно прохладный".

Несмотря на большое количество инсультов, являющихся следствием гипертонии, в индустриально развитых странах (в одной только Германии ежегодно отмечается около 120000 случаев) вряд ли можно говорить о каких-то специфических мерах профилактики. Чаще всего действовать приходится, когда инсульт уже случился. Высшая цель при этом заключается в том, чтобы не допустить рецидива и компенсировать возникший ущерб здоровью. Тем, кто уже пережил инфаркт или инсульт, можно посоветовать вступить в одну из групп самопомощи. При большой нагрузке необходимо уже в молодые годы изыскивать меры противодействия атеросклерозу и гипертонии.

Избыточный вес в половине случаев ведет к гипертонии. Поэтому он имеет особое значение среди факторов риска. Кроме того, излишний вес, разумеется, создает дополнительную нагрузку на больное сердце.

Важным фактором риска является неумеренное курение. Зачастую оно представляет собой также симптом нестабильной психики, особенно у молодых людей. Лишь очень небольшое количество людей, перенесших инфаркт, никогда в жизни не курили. Стремление к успеху и курение со временем могут убить любого.

При определенных условиях фактором риска может стать и алкоголь. Главный врач курортной клиники в Бад-Верисхофене В.Тайхман указывает, что даже после инфаркта 56,4 процента из 729 опрошенных пациентов выпивали ежедневно свою дневную норму – два литра пива. Правда, за пределами Баварии эти цифры значительно ниже.

Из книги Бросить курить раз и навсегда автора Екатерина Геннадьевна Берсеньева

Аутотренинг Ведите себя так, словно вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливым (Дейл Карнеги). Аутотренинг, аутогенная тренировка (ауто – само, самовнушение) – набор приемов сознательной психической саморегуляции. Средство выработки чувства меры.

Из книги!Избавиться от гипертонии навсегда! Снижение давления без лекарств автора Николай Месник

Глава 16. Аутотренинг. Слово «аутогенная» греческого происхождения: «аутос» - сам и «генос» - рождающий: сам себя рождающий.Аутогенная тренировка как единая система была предложена психиатром Иоганном Генрихом Шулцем в 1932 году, и вначале применялась для лечения различных

Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

АУТОТРЕНИНГ Элементы аутогенной тренировки в той или иной степени присутствуют во всех комплексах упражнений для глаз. Аутотренингом можно заниматься как во время занятий, направленных на укрепление глазных мышц, так и отдельно, используя самовнушение в качестве

Из книги Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах автора Ульф Бёмиг

Аутотренинг Основные принципы аутогенной тренировки были разработаны берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем еще в начале нынешнего столетия. Он был современником Куэ. Опубликовав несколько статей в специальных журналах, он в 1932 г. представил на суд

Из книги Настольная книга будущей мамы автора Мария Борисовна Кановская

Аутотренинг После 32 недель беременности очень эффективно чередовать комплексы гимнастических упражнений с аутогенной тренировкой. Цель – привести организм в состояние мобилизации и эффективного выполнения «приказа» согласно волевому желанию человека. Аутотренинг

Из книги Все способы бросить курить: от «лесенки» до Карра. Выбирайте свой! автора

Аутотренинг

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Определите, какие из 12 главных факторов риска у вас присутствуют, и работайте над их снижением Вот список таких факторов от Гарвардской школы здравоохранения. Обведите кружочком те, которые имеют к вам отношение. Курение. Повышенное артериальное давление. ИМТ

Из книги Лечение болезней глаз + курс лечебной гимнастики автора Сергей Павлович Кашин

Аутотренинг Элементы аутогенной тренировки в той или иной степени присутствуют во всех комплексах упражнений для глаз. Аутотренингом можно заниматься как во время занятий, направленных на укрепление глазных мышц, так и отдельно, используя самовнушение в качестве

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Основной аутотренинг Необязательно выполнять сразу все упражнения этого аутотренинга. Выберите одно или два - те, которые вам больше нравятся.Упражнение 1Лягте на спину, закройте глаза, вытяните руки вдоль туловища, выпрямите и слегка разведите ноги. Повторяйте про себя

Из книги Упражнения для глаз автора Елена Анатольевна Бойко

Аутотренинг Если вы сомневаетесь в действенности аутотренинга, проведите простой эксперимент. Подойдите к кровати, встаньте к ней спиной. Стойте прямо, руки по швам, расслабьтесь, насколько возможно. Закройте глаза, немного откиньте голову назад и подумайте, что вы

Из книги Гипертонии – нет! Снижение давления без лекарств автора Николай Григорьевич Месник

Основной аутотренинг Необязательно выполнять сразу все упражнения этого аутотренинга. Выберите одно или два – те, которые вам больше нравятся. Упражнение 1 1. Сядьте в удобное кресло в затемненной комнате, расслабьтесь, закройте глаза.2. Медленно расслабьте

Из книги Гипертония автора Дарья Владимировна Нестерова

Глава 16 Аутотренинг Слово «аутогенный» происходит от греческих слов аутос – «сам» и генос – «рождающий» и имеет значение «сам себя рождающий».Аутогенная тренировка как единая система была предложена психиатром Иоганном Генрихом Шульцем в 1932 году и вначале

Из книги Хроническая усталость и как ее победить. Секреты здорового сна автора Александр Анатолиевич Андреев

Аутотренинг при бессоннице Частым спутником гипертонии является бессонница. Человек не может заснуть из-за тревожных мыслей, головной боли, пережитого днем стресса или волнения. А ведь бессонница усугубляет болезнь, провоцирует ее тяжелое течение, рецидивы. Если не

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Юрий Викторович Щербатых

Аутотренинг Нервные срывы, беспокойство и переживания омрачают нашу жизнь и могут привести к ряду серьезных заболеваний, в том числе и к хронической усталости.Эффективный метод борьбы со стрессами и хронической усталостью – аутотренинг. Мысленное повторение формул

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

Аутотренинг Аутотренинг (АТ) основан на сознательной психофизической саморегуляции. Погружение в состояние аутогенного расслабления или релаксации посредством использования специальных упражнений дает хороший отдых нервной системе и, кроме того, создает почву для

Из книги автора

Аутотренинг Поднять значимость внушаемых себе слов до уровня силы действенного САМОгипноза не так уж и сложно. Прекрасный пример тому дает личный опыт немецкого врача Ханнеса Линдемана. В начале 1950-х годов он решил доказать, что человек с хорошо тренированной психикой



Н
екоторые изменения в поведении больного обусловлены самими

поражениями мозга

— это

синдромы эмоциональной лабильности и снижения психической активности

.

Эмоциональное состояниепациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Не обижайтесь на него — этот синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных.

Некоторым перенесшим инсульт свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а

поражением определенных областей мозга

. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает

снижение психической активности

. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания, но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

омимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания : тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции...

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению

депрессии

у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление,

теряет интерес к жизни

, и, в частности, к восстановительным упражениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением.

Теперь уже

депрессия, вызванная болезнью

, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарущенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом?

С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражен центр моторной речи, он обычно по-прежнему способен воспринимать устную речь — ведь центр восприятия устной речи лежит в другой зоне

головного мозга

.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем

лекарства

. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей,.погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Как общаться с больным, который не может ответить? В известном романе А.Дюма “Граф Монте-Кристо” паралитик Нуартье выражал свое согласие — закрывая глаза, отказ — миганием, а когда ему нужно было выразить какое-либо желание, он поднимал глаза к небу. Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Если больной почти постоянно угрюм и раздражен, особенно важно постараться угадать и исполнить его маленькие желания.

Если ваши усилия остаются напрасными в течение длительного времени, то стоит обратитьтся к

психологу или психотерапевту

, который, возможно, сочтет нужным применить для

коррекции настроения пациента антидепрессанты

. Отнеситесь к полученным рекомендациям серьезно — ведь психологическое сосотяние не менее важно для выздоровления, чем лекарства и процедуры.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви — и

депрессия

должна будет отступить.

Родственникам больного тоже нужна

психологическая помощь

.

Мы уже упоминали о том, что

инсульт

резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее

чувство тревоги

, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приемов, которые помогут вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

“Загнанных лошадей пристреливают”. Если вы почти на пределе, остановитесь и отдохните

Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталось буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.
Обращайтесь за помощью к другим людям

В том, чтобы попросить помощи в тяжелой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным пока вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным. Наконец, вам тоже может быть нужна

. Причем, сейчас ее можно получить даже виртуально, например, на сайте psychology.ru . Попытайтесь найти или организовать «группу поддержки» для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако, в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.
Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение

Когда травмирующая ситауция продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг вас — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость оттого, что очередной трудный день, наконец, завершен... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости — это поможет вам продержаться.
Используйте традиционные способы снятия напряжения

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, прием успокаивающих травяных сборов и прослушивание кассет с записями для релаксации. Многих успокаивает вязание или перебирание четок. А еще полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость, при этом не важно, профессионально вы это делаете или нет.
Применяйте методики самовнушения и аутотренинга

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвященных таким методикам. Например, уже много лет пользуется неизменной популярностью книга известного психолога Владимира Леви (www.levi.ru), посвященная аутотренингу: “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект вы почувствуете обязательно.
Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих пищевых добавок

К вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому, вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке вы найдете достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.
Не теряйте оптимизма

Все методы, перечисленные выше, помогут вам только в том случае, если вы сознательно будете настраивать себя на победу. Конечно, периодически чувства безнадежности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них. Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6



8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8



ИНСУЛЬТ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Карина Бородулина, врач, психолог, координатор программы психологической поддержки и реабилитации людей, перенесших инсульт. Журнал «Психология для нас» 7 (9), август 2004

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ПРОФИЛАКТИКА ИНСУЛЬТА Материал подготовила медицинская сестра палатная (постовая) Новоселова А.Е. Инсульт это патологическое состояние головного мозга, которое развивается в связи с внезапным нарушением

Социально-психологические технологии реабилитации лиц, перенесших инсульт. Кафедра физиотерапии, ЛФК и спортивной медицины Д.м.н. Борзунова Ю.М. Екатеринбург 2016г. Развитие системы эффективной медицинской

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями Ю. Е. Куртанова кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической реабилитации факультета клинической

Доврачебная помощь при инсульте для обучающихся 9-11 классов, учреждений среднего и высшего образования Инсульт острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение

Г.Н. Пономаренко МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧЕБНИК Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» в качестве учебника

Работа психолога в детской онкологической клинике. Анализ запросов на разных этапах лечения Е.Н.Сухановская НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н.Блохина» Минздрава России Возникновение

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

Каждый год 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом, установленный Всемирной организацией по борьбе с инсультом в 2006 году. Цель этого дня - повышение информированности населения о проблеме

Совершенствование физических качеств у детей с детским церебральным параличом методами адаптивной физической культуры Ильюшечкина Ольга Викторовна Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) является

УТВЕРЖДАЮ Директор ОБУСО «Приволжский центр социального обслуживания» О.А.Сладкова 2013 г. ПРОГРАММА работы клуба «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» г. Приволжск, 2013 Введение Каждая возрастная группа в зрелом обществе

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16 р.п. Поречье-Рыбное» Проект «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Автор проекта: Музыкальный руководитель - Братчикова

Преодоление защитных механизмов и развитие копингстратегий как одна из основных задач в психокоррекционной работе в условиях центра медико-социальной реабилитации Лемпинский наркологический реабилитационный

ОВЗ что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

Физкультурно-оздоровительные формы работы В процессе обычной жизнедеятельности каждый человек, даже тот, кто не занимается специальными физическими упражнениями, совершает множество движений: встает, садится,

«Школа Здоровья» для пациентов с цереброваскулярной патологией Занятие 2 «Инсульт. Виды инсульта. Причины и механизмы развития. Клинические признаки инсульта. Последовательность действий при подозрении

Семинар-практикум «Использование арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения» Подготовили: Учитель-логопед Озерова Е.Х. Педагог-психолог Белова А.С. Арт-терапия (от англ. art,искусство) это вид

ГБУЗ МЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» Роль медицинской сестры в профилактике сосудистых заболеваний головного мозга Проблема нарушений психической деятельности при сосудистой патологии

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОГИ НА СТЕПЕНЬ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА Алексеева Н. В. студентка 301 группы Научный руководитель: Лосева В.С. В России сердечно-сосудистая заболеваемость существенно

24.02.2018г. Коррекция заикания у детей Лыскова Гузаль Тагировна, логопед-заиколог Какая это безумная душевная боль, когда слышишь, что твой ребёнок заикается. Сердце разрывается на части. Почему это случилось

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ПОЧЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Белов В.Г., Телепнев Н.А., Жданова И.В., Парфенов С.А. Психология больных пожилого возраста с почечными заболеваниями

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Использование элементов телесноориентированной терапии в групповой индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог МКДОУ Д/С 472 Бублик А.В. Телесно-ориентированная психотерапия направление психотерапии,

Индивидуальная психологическая работы с ВИЧ-инфицированными Гетманов Алексей Сергеевич, психолог ГОАУЗ «МОЦСВМП» Типы психических нарушений: I группа психогенные, связанные с фактом выявления инфицированности

Шашерина Регина Владимировна педагог-психолог МБДОУ Д/С КВ 50 г. Мурманск, Мурманская область СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Аннотация:

Обучение пациентов и семей Хроническая боль Chronic Pain / Russian В сотрудничестве с Вами и Вашим ребенком мы будем делать все необходимое, чтобы предупреждать и облегчать боль полностью, насколько это

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

Послелечебная программа, как профилактика рецидива Президент НФ «Здоровая Страна» Савицкий Александр Москва 2015 Профилактика (др.-греч. prophylaktikos предохранительный) комплекс различного рода мероприятий,

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В.Бадюлина» Проект Разработка комплексов и проведение индивидуальных и групповых занятий психофизической разгрузки для детей с ОВЗ Выполнила: Уварова Светлана

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Как «принять» болезнь ребенка и начать сотрудничать с врачами Что происходит с ребенком в процессе лечения онкозаболевания Возникновение у ребенка онкологического заболевания является тяжелейшим стрессом

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА Москва, 2012 Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Высокое кровяное давление4 Жизненно важные клеточные вещества для профилактики и вспомогательной терапии Высокое кровяное давление: прорыв в Клеточной медицине Действие определенных питательных клеточных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Www.paindetect.kz Инструмент онлайн диагностики боли на наличие признаков повреждения нерва (нейропатический компонент). Пройдя данный тест вы получите полезную информацию о характере боли, что облегчит

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

I PTSerif-TLF ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ, ПЕРЕНЕСШЕМУ ИНСУЛЬТ (текст I) После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) Вам придется несколько изменить распорядок своей жизни и подчиняться

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Психологиеские аспекты паллиативной медицины: Перспективы развиия То, что не живёт по-настоящему, умереть не может. Умирание это особая способность, как и способность по-настоящему жить. Умение умереть

В чем суть метода микрополяризации? Начнем с опровержения широко известной поговорки о том, что нервные клетки не восстанавливаются. С точки зрения науки эта поговорка, мягко говоря, неточна. Нервные клетки

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» Вид образования: дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Цель: совершенствование

Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз Удмуртской Республики «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Консультация для родителей Как рассматривать детские рисунки Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

Немецкая национальная районная Общественная организации Алтайской краевой Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Цели и задачи организации: Защита прав и интересов инвалидов, Обеспечение

Вам поставили диагноз: сахарный диабет Рекомендации психолога Сахарный диабет это состояние, при котором в крови повышается уровень глюкозы. Длительно повышенный уровень глюкозы крови оказывает разрушающее

Особенности психологопедагогического сопровождения детей, имеющих диагноз «Сахарный диабет 1 типа», в образовательном учреждении. ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Сахарный диабет эндокринное заболевание, обусловленное

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Сержантова Лариса Юрьевна педагог-психолог ГКУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» г. Чита, Забайкальский край МОДЕЛЬ РАБОТЫ

Медико-социальная реабилитация больных наркоманией «Урал без наркотиков» Методические рекомендации Екатеринбург Нормативные ссылки 1. Приказ Минздрава РФ 500 от 22.10.2003 г. «Об утверждении протокола

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Иванова Н. В. (г. Екатеринбург) На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного

Причины возникновения речевых недостатков у детей Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы,

Содержание психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального

Облики