Развитие воображения у детей. Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг

Детское воображение. Заблуждения и правда о детском воображении. Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Между другими психологическими ошибками, вредно влияющими на воспитательную практику, не последнее место занимает мнение о чрезвычайно развитом воображении у детей. На детей смотрят как на маленьких поэтов; говорят, что дети - великие фантазеры; что самая ничтожная игрушка с помощью их богатого и живого воображения может занимать их целые дни; что самая невероятнейшая сказка представляется им как бы совершающейся пред их глазами; что они одушевляют свои игрушки, мебель и пр.; что самая плохая гравюра, картинка превращается их воображением в яркий, живой, действительный предмет. Как ввиду такого множества неоспоримых и убедительных фактов не прийти к заключению, что уж чем другим, а фантазией дети могут похвастать, что очень живая, очень богатая развивается она слишком скоро и составляет психическую особенность детства! Такое, с виду весьма правдоподобное, мнение из неотчетливой, ненаучной ежедневной воспитательной практики попадает в педагогические книжки и - пошло гулять по свету как результат строгих научных наблюдений, как авторитетная истина.

А между тем эта авторитетная истина при небольшом критическом анализе ее оказывается весьма сомнительной. Возможно ли допустить, что у детей очень развито воображение? Память у ребенка слабо развита. Если она очень восприимчива, то вследствие недостатка смежных и сходных ассоциаций она удерживает немного, ребенок слишком много забывает. О рассудке ребенка в три-четыре года, когда фантазия признается уже развитою, нечего и говорить, - он очень слаб и не развит; у ребенка нет еще многих высших форм чувствований, эстетических, нравственных, умственных; у ребенка слаба воля. Таким образом, у ребенка вся психическая жизнь не развита, организм также, а вот фантазия почему-то очень развита.

Рассмотрим теперь факты, которые приводят в защиту такого, теоретически столь несостоятельного, мнения. Факты эти всем давно известны, на них мы указали в самом начале статьи. Они состоят в одушевлении детьми всех окружающих предметов, в крайнем увлечении самыми невероятными сказками, в любви детей к играм, которыми они постоянно занимаются, в увлечении картинками и гравюрами, в которых они видят действительные, живые существа. Подобных фактов бесчисленное множество; они совершенно несомненны и общеизвестны. Поэтому приводить их мы не будем. И вопрос будет заключаться не в обсуждении достоверности фактов, а в объяснении их. Следует ли объяснять эти факты необыкновенно развитым воображением детей или как-либо иначе?

Няня рассказывает детям самую нелепую, самую фантастическую сказку. Дети так увлечены, их фантазия так разыгралась, что они видят сказочные действия, герои и героини сказки проходят пред их глазами совершенно живыми; постучись в дверь кто-нибудь в то время, когда в сказке изображается, как какое либо чудовище подкрадывается к богатырю, и дети страшно перепугаются, они вообразят, что чудовище сказочное к ним пришло. Вот, говорят, воображение-то! Но, позвольте, в чем же тут сказывается сила воображения? Почему ребенок в сказке видит действительность, а не сказку?

Потому, во-первых, что он не умеет отличить возможное от невозможного. Чтобы считать действительными сказочные события, которые невозможны, для этого, очевидно, необходимо не уметь отличать возможное и невозможное. Без этого существенного условия так сильно увлекаться сказкой, как дети увлекаются, невозможно. И Пушкин, и Лермонтов увлекались русскими народными сказками, и сильно увлекались, но их увлечение было иное, чем увлечение детей. Они не видели в сказке действительных фактов - подобная мысль была для них невозможна, - они увлекались поэтичностью сказок, их метким языком. Детям же естественно увлекаться сказкой, как действительностью, потому что у них способность различения возможного от невозможного очень слаба. Знание природы у них так недостаточно, законы явлений настолько еще неизвестны им, что у них нет разделения между действительным и вымышленным, между возможным и невозможным.

Эта весьма естественная особенность детской психической жизни выражается во многих фактах. Например, известен факт, что дети не умеют хорошо делать различия между лицами и событиями, виденными во сне, и действительными людьми и приключениями. Они перемешивают их, уверяют, что действительно видели лиц, которых и не существует. Гёте в своей автобиографии "Поэзия и правда моей жизни" пишет о своих детских годах: "Мы, мальчики, имели по воскресеньям свои собрания, на которых каждый из нас должен был представить свои стихи. Один из нас, добрый мальчик и мой приятель, но совершенно неспособный к подобной работе, заставлял писать стихи своего гувернера и не только считал их лучшими, но был в полной уверенности, что сочинял их сам".

Сама Неккер де Соссюр говорит: "Спрячьтесь за занавес; радость ребенка и крики, когда он опять увидит вас, доказывают, что ему было бы грустно, но не удивительно, если бы вы совсем исчезли".

По данному вопросу одна опытная детская воспитательница сообщает нам следующие наблюдения: "Мне приходилось и приходится много возиться с детьми трех, четырех и пяти лет, и я давно убедилась в их полном неуменьи отличать возможное от невозможного. Для примера приведу самую обыденную игру "Кошка и мышки". Пока кот не ловит, мыши все резвятся, но лишь только тот зацепит мышонка каким-либо образом за одежду - беда! Такой вой подымется, что ничем не уймешь! Спросишь, наконец: "О чем ты плачешь?" - "Да как же, кошка поймала меня, она меня съест!" Начнешь уговаривать, что такой-то мальчик или девочка ведь не кошка на самом деле, - ведь это только игра и никто никого съесть никоим образом не может. Никакие увещания не помогают, и на следующий раз та же история. Другие дети не плачут, но зато бледнеют и дрожат от страха и бывают рады-радешеньки, когда какой-нибудь хищник оставит их во время игры в покое. Такие примеры у меня повторяются каждый день".

Таким образом, неспособность детей ясно различать между возможным и невозможным выражается во многих фактах их детской жизни. В частности, это явление служит основанием их сильного увлечения сказками, значительного влияния сказок на чувства, на настроение ребенка. Не считая сказку невозможной, ребенок естественно увлекается ею. Таким образом, причина могущественного влияния сказок на детей - не богато развитое воображение, а скудость знаний, слабость интеллекта, неуменье отличить возможное от невозможного. Но это не единственная причина.

Другая особенность психической жизни детей, имеющая значение в занимающем нас вопросе, есть значительная живость, полнота, яркость представлений. Эта черта опять есть результат не богато развитого воображения, а недостатка развития всей психической жизни детей по сравнению с жизнью взрослого. У взрослого, особенно у образованного, в значительной степени бывает развита способность обобщения. У него представления не остаются одинокими, но сейчас же сравниваются между собою, и из сравнения их возникают новые продукты, более отвлеченные, менее живые и яркие, чем представления, именно понятия. В понятии нет тех частных черт, которые принадлежат представлению и которые дают представлению яркость и жизненную полноту; понятие есть только остов, скелет, схема представлений, и под эту схему может подойти бесчисленное их количество. Образованные чрез сравнение представлений понятия также сравниваются между собою, и из сравнения их возникают новые понятия, еще более общие, и т. д., пока не получатся самые общие понятия, на которых классифицирующая деятельность рассудка и должна остановиться.

Таким образом, у взрослого представления служат только материалом для образования высших психических продуктов, мышление же совершается с помощью понятий. Конечно, это не значит, чтобы у взрослого человека не существовало в памяти представлений, чтобы каждое представление у него вошло в состав соответствующего понятия и само по себе перестало существовать как отдельный, самостоятельный психический продукт. У каждого человека существует, в виде материала, не вошедшего в дело, на образование новых высших продуктов, довольно представлений. И чем человек менее мыслит, чем менее занимается он систематизированием, классификацией своих знаний, тем больше у него такого материала, не пошедшего в дело, остающегося без употребления. Память самых великих систематизаторов хранит неизбежно большее или меньшее количество такого мертвого, беспроцентного умственного капитала, невольно образующегося вследствие ежедневных, будничных встреч и приключений, свиданий с различными лицами, чтения газет и журналов. Но вообще мы можем сказать, что психическая деятельность взрослого всегда отличается более или менее отвлеченным характером, вследствие присутствия в его памяти значительного количества понятий.

Совсем иной характер психической жизни ребенка. Способность обобщения у него очень слаба, у него нет даже и охоты к сопоставлению представлений и образованию из них новых высших продуктов. Представления у него не материал для высших продуктов, а суть сами по себе эти высшие продукты; память его наполнена ими. Естественно, что психическая жизнь детей является более образной, картинной, яркой, чем жизнь взрослого. В то время, когда какой-либо рассказ пробуждает в памяти взрослого ряд тусклых образов, перемешанных с понятиями, совершенно отвлеченными продуктами, в это время в душе ребенка, соответственно рассказу, возникает ряд ярких картин, чуждых всякой отвлеченности.

Даже отдельные представления у детей бывают гораздо живее и подробнее, чем у взрослого. Взрослый привык обращать внимание на главное, на существенное; первым делом умственной деятельности при знакомстве с новым предметом он ставит отнесение этого предмета к известному классу, приурочиванье его к известному понятию. А в этом случае частности, мелочи, которые оттеняют предмет, которые дают ему жизненность, полноту не важны н даже могут быть вредны, заставив обратить внимание на неважное и опустить из виду главное. Ребенок же знакомится с новым предметом, так сказать, совершенно бесстрастно; он тщательно рассмотрит его, одинаково запомнит как главные черты, так и мелочи. Сопоставлять этот предмет с другими он особенной потребности не чувствует. Если он припомнит, что видел подобный предмет прежде, то он, может быть, сравнит эти два предмета; если же не припомнит, то ему и горя мало. Его нисколько не опечалит, что он не в состоянии отнести этот новый предмет к разряду каких-либо виденных им прежде; он просто будет рассматривать этот предмет и запомнит все в нем, важное и неважное, главное и мелочное. А вследствие этого предмет отпечатлеется в памяти ребенком несравненно полнее и живее, чем при классифицировании предмета. Картина, изображение предмета всегда бывает несравненно живее и яснее, чем понятие о предмете.

Слушая сказку, считая сказочные события вполне возможными, ребенок представляет их в образах живых, ярких, с различными частностями и подробностями, чего не бывает у взрослого. Естественно, что сказка производит на него сильное впечатление. Но очевидно, что в этой второй черте ничего не приходится на долю воображения. Воспроизведение образов - дело памяти; а что эти образы ярки и живы - это результат не воображения, а результат отсутствия высших форм познавательной деятельности.

Третье обстоятельство, на которое нужно указать для объяснения действия сказок на детей, - это простота фабулы сказки, простота мотивов действий. В сказках действия героев и героинь определяются мотивами весьма рельефными и несложными - страстной злобой, местью, любовью, страхом, феноменальной глупостью, хитростью, жадностью и т. п. В сказке изображаются две-три таких страсти, тонкого психологического анализа их нет, сложных, запутанных коллизий - так же. Самые страсти изображаются крайне ярко, резко, так сказать, "по-суздальски", без всяких ограничений, как будто составители сказок придерживались известного правила: "Коль любить, так без рассудку... коль ругнуть, так сгоряча... коль рубнуть, так уж сплеча... коли пир, так пир горой". А если даже и такая страсть не вывозила, то к услугам - волшебство, сверхъестественные силы колдуньи, бабы-яги, дивные серые волки, коньки-горбунки и т. д.

Все подобные мотивы для ребенка ясны и понятны, такие чувства, хотя и в меньшей степени напряжения, в других формах, он испытал, он их знает. Поэтому сказка, со всем ее волшебством и чудесностью, для него ясна как день, он ее вполне понимает и потому интересуется ею. Но дайте ему художественное произведение более сложное, дайте ему роман, повесть, и он будет скучать, его фантазия еще не доросла до того, чтобы обнять подобное произведение. Прекрасная повесть покажется ребенку хуже, чем самая нелепая сказка, подобно тому, как прекрасная картина великого художника для него гораздо хуже, чем картинка на его большой конфете, подаренной ему в именины. Очевидно, что и в этой третьей причине, обусловливающей сильное действие сказок на детей, мы не видим и следов богато развитого воображения, а, совершенно напротив, замечаем фантазию, крайне скудную, неразвитую, которой не под силу еще художественное в истинном смысле этого слова, которой нравится все грубое, резкое.

Таким образом, причина увлечения детей сказками - не богато развитое воображение, а слабость развития психической жизни вообще, неуменье отличать возможное от невозможного и слабость развития собственно фантазии, не могущей обнять произведений более сложных и художественных.

Другой ряд фактов, приводимых в подтверждение значительно развитой фантазии у детей, - это одушевление детьми всего окружающего мира, мебели, игрушек, очеловечение животных, превращение самых плохих гравюр и рисунков в живые действительные существа. Нам кажется, что для того, чтобы в подобных фактах видеть подтверждение богато развитой фантазии у детей, надобно иметь очень сильное желание видеть это. Фантазия здесь решительно ни при чем.

Почему ребенок оживляет и наделяет человеческими способностями весь мир? Потому что он не знает этого мира, его свойств, его формы существования и судит о нем по себе. Войдите в психическое положение ребенка, представьте себе ход его мыслей: ребенок еще ничего не знает о том, как существуют предметы, он только начинает присматриваться к ним. Все, что он знает, это он сам. Он замечает, что он хочет есть, пить, что он двигается в направлении предмета, который ему нравится, что ему бывает больно, холодно и т. д. Он видит предметы. Что он должен думать о них? Как он должен представлять их существующими? Он видит, что собака, кошка двигаются, едят, пьют, кричат, когда их бьют. Он находит в них много сходства с собой и полагает, что они владеют теми же свойствами, как и он сам. Так же он думает и о неодушевленных предметах; иначе он и думать не может. Он не знает еще, что это предметы неодушевленные, так как он знает только себя, существо одушевленное. Он не знает еще никакой другой формы существования, кроме человека, ему еще невозможно и представить, что есть предметы бездушные.

Чтобы понять, что мир существует несколько иначе, владеет другими свойствами, чем человек, для этого ребенок должен сделать много наблюдений, должен резко отличать себя от других предметов. Когда он сделает такие наблюдения, тогда он перестанет считать неодушевленные предметы одушевленными и животных - человекообразными существами. А до тех пор ему иначе представлять мир, нежели массой существ живых и человекоподобных, решительно невозможно. У него для такого воззрения нет оснований и побуждений, нет элементов. При чем же тут фантазия? Решительно ни при чем. Дело идет не о фантазии, а о крайней неразвитости психической жизни ребенка, делающей для него временно необходимыми подобные неправильные воззрения.

В увлечении детей гравюрами и картинками также нельзя видеть деятельности фантазии. Ребенок потому увлекается ими, что он не видит различий между гравюрой и соответствующим ей предметом. Подарите маленькому мальчику лошадку-игрушку: ребенок поражается прежде всего сходством формы лошадки-игрушки с действительною лошадью, - у игрушки-лошадки есть и голова, и хвост, и ноги, и все как у действительной лошади. Увлеченный сходством ребенок и не думает обратить внимание на различие; он преспокойно садится верхом на своего мирного бегуна, подстегивает его кнутиком, поит и кормит. Неужели это свидетельство богато развитой фантазии? Но почему же в таком случае не слышно, чтобы великие поэты и художники принимали игрушек-лошадок за действительных лошадей? Подобные факты из детской жизни - самые убедительные доказательства умственной неразвитости детей. Ребенок видит, что лошадка-игрушка не ест, не пьет, не бегает, но не дает на первых порах этим фактам значения, не выводит из них никаких заключений о различии между игрушкой-лошадкой и действительной лошадью и продолжает считать свою игрушку живым конем.

Подобным же образом ребенок увлекается и гравюрами. Гравюра напоминает ему действительный, виденный им прежде предмет, а так как представления у ребенка, как мы говорили выше, очень ярки, очень живы, то ребенок, смотря на гравюру, как бы видит соответствующий ей предмет. Различие же между плохой гравюрой и его живым и ярким представлением о предмете от него ускользает, так как он на различия вообще не обращает внимания, увлекаясь сходством.

Третий и последний ряд фактов, приводимых в подтверждение богато развитой фантазии детей, есть любовь детей к играм, в которых они проявляют свое творчество. Играть дети никогда не устают, играют целый день; их игры крайне разнообразны. Материал игр может быть очень прост: какая-нибудь палка, обрубок дерева, старое платье может исполнять у них всевозможные роли; иногда же дети в своих играх обходятся совсем без материала, не только игра выдумывается, но и материал.

Ни чудесной силы воображения, ни изобретательности мы в детских играх не находим. Если наблюдать детские игры, то легко заметить, что изобретательность детская очень слаба. Игры детей суть подражания деятельности и занятиям взрослых, или же воспроизведения жизни животных и явлений природы. Каждая мать, каждая воспитательница знает, что дети, хотя и чрезвычайно любят играть, нередко затрудняются отысканием игры, скучают, не знают, что делать, и приходят к матери с просьбой - поиграть с ними. Таким образом, детские игры суть результат подражательности, а не изобретательности, суть воспроизведение, а не творчество; а во-вторых, даже и этой воспроизводительной деятельности у них не хватает на все свободное время, так что они вынуждены обращаться к посторонней помощи, и оставление их без помощи нередко ставит их в весьма затруднительное положение, и они, не умея занять себя, просто начинают шалить. Упомянутая выше детская воспитательница сообщает, что дети, предоставленные себе, не умеют даже разнообразить своих игр и занятий. Творческий же элемент вносится в игру детьми более старшего возраста, чем четыре года, да и тех приходится наводить на мысль, помогать им.

Что у детей одна и та же игрушка может превращаться во всевозможные вещи, совершенно различные и даже противоположные, этому удивляться нечего, имея в виду яркость и живость представлений у детей и их неспособность обращать внимание на различие между предметом, возбуждающим в них известное представление и нередко очень мало на него похожим, и самым представлением. В этом психическом акте фантазия, как мы говорили выше, совсем не участвует.

Остается последний и, по-видимому, самый сильный, самый убедительный факт значительного развития воображения у детей - дети играют без игрушек, создают не только игру, но воображают и самый материал. Но и этот факт мы нисколько не затрудняемся объяснить со своей точки зрения как следствие скудного и неразвитого воображения детей. Припомним прежде всего слабую способность детей различать возможное и невозможное, представление, игру и действительность. Мы уже знаем, что дети свои сновидения принимают за действительные, внешние факты, и стихи, сочиненные для них другими, совершенно, вполне искренно выдают за свои. Что же удивительного, что ребенок, увлеченный игрой, находясь под влиянием возбуждения, принимает свое представление за внешний предмет? Даже в жизни взрослых мы можем указать подобный факт: когда взрослый, как говорится, мечтает, то он забывает время и место, где он находится, забывает окружающую среду, свое положение и пр. и совершенно переносится в те места, беседует с теми личностями, которые в это время возникают в его фантазии. Он живет в другом мире, чем окружающий его действительный мир, он как бы видит этот воображаемый мир. Но раздался резкий звук, почувствовался укол, пахнула струя холодного воздуха - и мечтатель очнулся, из воображаемого мира снова спустился в действительный. То же бывает и с ребенком. Взрослый замечтался, ребенок заигрался.

Таким образом, мы приходим к тому общему заключению, что все факты, приводимые в доказательство необычайно развитого воображения у детей, составляющего исключение из обыкновенного хода развития прочих психических способностей, не доказывают тезиса; все они объясняются гораздо проще и естественнее недостаточностью развития их психической жизни вообще, слабостью развития фантазии, в частности, и особенною живостью и яркостью представлений детей, обусловливающимися недостаточным развитием их интеллекта.

Дальнейшее подтверждение эта мысль - о скудости детского воображения - находит в анализе деятельности воображения. Какая отличительная черта воображения? Сущность деятельности воображения состоит в творчестве, в создании новых продуктов. У детей именно творчества-то и не достает в их деятельности. Вся их деятельность носит характер простого воспроизведения и увлечения механическим сходством. Их игры суть результат подражания, воспроизводительности, а не творчества; их одушевление природы есть результат крайне скудных знаний и необращения внимания на различие предметов.

Механичность, неразвитость психической жизни детей выражаются самым различным образом, во множестве мелких фактов. Например, Неккер де Соссюр и за ней другие замечают, что в рассказанной раз детям сказке нельзя ничего изменять при повторении ее. Всякое изменение сказки детям очень не нравится. Спрашивается, почему? Всякое изменение фабулы дает нечто новое, новый образ, новую картину и таким образом должно удовлетворять творческому воображению, стремящемуся постоянно к новому и к новому. Но такие изменения детям не нравятся. Почему же? Да, очевидно, потому, что они желают повторения, воспроизведения, а не творчества; процесс воспроизведения им более по плечу, более нравится, чем творчество.

Другой подобный же факт: бывает такой период в жизни детей, когда они довольно удачно острят. Многие родители в этих детских остротах видят признаки талантливости своих детей, говорят: какой умный мальчик, какие смелые сопоставления и сближения предметов он делает! Но напрасно в детских остротах видят признак талантливости. Острота есть сопоставление, объединение какой-либо сходной чертой таких предметов, какие с виду кажутся совершенно различными. Дети, как мы замечали раньше, сильно увлекаются сходством, которое поразило их, и не обращают внимания на различия. Поэтому их остроты крайне рискованны и крайне механичны. Пораженные сходством, они иногда крайне смело и очень удачно сближают предметы - выходит очень милая острота; но иногда их необращение внимания на различие увлекает их слишком далеко и заставляет сблизить такие предметы, в которых нет ничего сходного - тогда выходит, к прискорбию родителей, глупость.

По нашему мнению, дети равно неповинны ни в остротах, ни в глупостях; они просто, вследствие недостаточности своего общего умственного развития, увлекаются первым поразившим их сходством и, не обращая внимания на различия, не давая себе труда сравнить предметы, показавшиеся сходными, сопоставляют их. Иногда выходит хорошо, а иногда плохо. Поэтому, в особенности детскому остроумию, применимо замечание Жана Поля Рихтера об остроумии вообще, что остроумие похоже на легкомысленного священника, который соединяет браком каждую встретившуюся пару.

Нам остается сделать еще несколько педагогических заметок относительно развития воображения, вытекающих из изложенных выше суждений. Если усвоить обыкновенный взгляд на воображение детей, то, очевидно, заботиться о его развитии и укреплении нечего; оно само развивается, без всякой помощи, до высоких размеров. Скорее должно заботиться об ограничении деятельности воображения, чем о его возбуждении и развитии. Если же усвоить взгляд, высказанный в настоящей статье, то необходимо заботиться столько же о развитии воображения, сколько о всех других психических деятельностях, потому что путь развития воображения одинаков с путем развития других психических деятельностей. Средства для развития воображения, сообразно со сказанным выше, будут следующие: весьма много вредит правильному развитию воображения у детей их неуменье отличать возможное от невозможного. Вследствие этого самая нелепая, самая фантастическая сказка считается ими столь же возможной, как и самый простой рассказ из жизни детей или взрослых. Считая их одинаково возможными, ребенок, конечно, отдаст предпочтение сказке, вполне нелепой, вполне лишенной всякой поэтичности и художественности, пред рассказом в высшей степени изящным, но простым, потому что сказка даст ему более поразительные образы, сильнее возбудит его, чем рассказ.

Таким образом, сказка воспитает в ребенке наклонность к грубым эффектам, неожиданности, чудесности, она лишит его способности находить прекрасное в изящном, но чуждом "суздальских картин", рассказе, она испортит его вкусы. Поэтому сказки с фантастическим, волшебным содержанием в высшей степени вредны для правильного развития воображения и эстетического чувства ребенка и должны быть изгнаны из воспитательной практики; иначе ребенок слишком поздно дорастет до понимания и наслаждения истинно художественными произведениями. Но изгнать фантастические сказки еще мало; нужно еще прямо заботиться о приучении ребенка отличать возможное от невозможного. Средство для этого, очевидно, общее умственное развитие, знакомство с природой, с жизнью и деятельностью людей.

Таким образом, развитие воображения может совершаться правильно только в связи со всем умственным развитием человека. Умственное же развитие приучит ребенка обращать внимание на различия предметов и не увлекаться слишком сходствами. А это опять будет содействовать правильному развитию воображения ребенка, потому что тогда резкое несходство между фантастическою сказкой и действительностью, плохой картинкой и соответствующим ей предметом, между одушевленным и неодушевленным будет ясно ребенку.

У детей замечается недостаток в творчестве, а между тем сущность воображения именно и заключается прежде всего в творческой деятельности. Поэтому нужно стараться пробудить в детях эту потребность и приучить к ней. Средства для этого могут быть теоретические и практические. Теоретические - это художественные рассказы, детские повести, сказки, лишенные таинственности, стихи, доступные детям, словом, все те произведения, в которых выразилось творчество с особенною силою. Читая и слушая такие произведения, ребенок, естественно, вызывается на подобную же деятельность. Существенным, главнейшим условием всех этих произведений нужно поставить простоту, несложность фабулы, незначительное количество действующих лиц и вполне рельефную, яркую их обрисовку. Нечего стремиться к тому, чтобы очертить лицо вполне подробно, охарактеризовать его множеством оттенков чувств, множеством мелких психических черт; мелких черт ребенок не заметит и не усвоит, тонкий психологический анализ ему не по плечу, коллизия разных чувств и положений также. Детям нужно давать простое, короткое и рельефное. Поэтому выбор художественных произведений, способных правильно воспитывать воображение, дело не особенно легкое.

Практические средства воспитания творчества детей - игры. Игры детей обыкновенно суть подражания. Нужно стараться ввести в них творческий элемент. Для этого нужно иметь в виду, чтобы игрушки, материал игры своею определенностью не стесняли деятельности детей. Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободы детям, дает возможность превращать ее в различные вещи. Затем необходимо руководить детскими играми, конечно, не стесняя их, не навязывая им игр. Нужно показать детям, каким образом, комбинируя известные уже действия по-новому, разделяя одно и соединяя другое, мы создаем нечто до сих пор невиданное. При великой охоте детей к играм, творчество в играх, при правильной поддержке воспитательниц, может возникнуть и окрепнуть быстро, и ребенок, таким образом, рано может вкусить весьма важного плода - наслаждения собственною изобретательностью.

Наконец, так как яркие, живые представления имеют большое значение в деятельности воображения, помогая создавать картины, сильнее действующие, то нужно позаботиться о сохранении живости и яркости представлений детей. Постепенное интеллектуальное развитие, как мы заметили выше, будет непременно ослаблять яркость представлений. Чтобы отчасти вознаградить эту неизбежную потерю живости представлений вместе с развитием интеллекта, необходимо, чтобы наглядность проникала всю умственную жизнь ребенка, чтобы во всех знаниях он начинал с предметов. А для этого он должен все сам видеть, слышать, осязать и т. д., должен подробнее и прочнее запомнить свойства предметов, не только главные, но и дополнительные, чтобы в его памяти сохранились не только схемы, остовы предметов, но полные и ясные их образы.

Чтобы определиться со словом “воображение”, давайте начнем с творчества. Что это такое? Любое творчество — это создание новых образов. Это не повторение старого, не воспроизведение того, что с нами уже случалось. Наш мозг может создавать новое, используя уже знакомые элементы и уже произошедшие с нами истории. К счастью, наша жизнь не ограничивается только воспроизведением прошлого, иначе мы не могли бы фантазировать о будущем и изменять настоящее. И вот это самое творческое, настоящее, которое создает наш мозг, называется воображением. Воображением называется то, чего нет в реальности. И это, между прочим, основа любого творчества, искусства, науки.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Психолог Л. С. Выготский писал: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений».
А психолог С. Л. Рубинштейн писал, что воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое.

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «Воображение ребёнка беднее, слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека». Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм на развитие воображение, тем больше развивается умение фантазировать.

Воображение начинает развиваться ближе к двум годам. Первые фантазии можно разглядеть в играх. Например, малыш, который научился укачивать куклу, может начать укачивать ложку, если куклы не оказалось под рукой. Это и есть “воображаемое укачивание”. У детей до трех лет воображение еще развито слабо.В играх обычно повторяются несложные действия — умывание, кормление, покупка продуктов, лечение. То есть, это те действия, которые ребёнок неоднократно видел дома.

Малышу до трех лет еще сложно добавить в игру вымышленный предмет. Например, при отсутствии градусника, померить кукле температуру карандашом. Фантазия начинает активно развиваться после трех лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется его круг действий. Ребёнок после трех лет в своих играх уже не только воспроизводит действия родителей, но и сочиняет новые (полёт на луну). Например, во время игры в магазин дошкольник может заменить кассовый аппарат коробкой из под конфет.

Малыш трех-четырех лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится более творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но, в отличие, от школьника, ему еще трудно фантазировать “про себя”, не действую при этом. То есть, малышу 4-5 лет нужно строить, рассказывать или рисовать, чтобы воображать.

А вот после пяти лет ребёнок уже может фантазировать “внутри” — придумывать далёкие континенты, новые миры, странные происшествия, фантастических животных.

Развитие воображения в дошкольном возрасте — очень важный элемент подготовки к школе. Потому что ученик не сможет быть успешен в школе, если у него плохо развито воображение. Он просто не сможет наглядно себе представлять то, о чем говорит учитель.

Как развивать воображение?

Советы психолога, доктора педагогических наук, профессора А.В. Запорожца:

1. Рисуйте с ребёнком то, что происходило на прогулке. Играйте в то, что было детском саду.
Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло за день
2. Рисуйте и читайте как можно больше. Это лучшие виды деятельности для развития воображения.
3. Читайте сказки и художественные рассказы
4. Ходите на спектакли
5. Ходите в музеи и галереи. Рассматривайте вместе картины и скульптуры. Так ребёнок будет учиться представлять себе то, что изображено на картине.

Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:

  • творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
  • воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
  • неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.

Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.

КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ

СКАЗКИ

Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.

ЛЮДИ

Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.

ИСКУССТВО

Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.

ПРИРОДА

Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.

Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

Это не просто придуманные мысли и фантазии ни о чем - это очень важная защитная функция психики ребенка. С помощью воображения он компенсирует негативные эмоции и ситуации и защищает себя. Поэтому не удивляйтесь, если кроха начал рисовать Бабу-Ягу или других сказочных персонажей с негативным образом.

Воображение у детей начинает развиваться примерно с трех лет. С этого возраста у крохи появляются два вида воображения - аффективное и познавательное. Первое , переживаниями и защищать свое «Я», а второе - выстраивать картину мира.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У РЕБЕНКА

Первый этап развития воображения начинается примерно в 2,5-3 года. С этого возраста ребенок выделяет свое «я» из общей картины мира. Также у малыша активно и наглядно-действенное мышление. Кстати, особое значение для воображения имеет именно речь. Чем более обширен словарный запас ребенка, тем лучше развивается фантазия. Это связано с тем, что малыш уже может описать предмет или ситуацию не только эмоционально, но и словами. Так, у глухих деток воображение довольно скудное.

Трехлетние малыши, которые уже умеют рисовать, проявляют свои способности и на бумаге. Но пока у малыша отсутствует важная составляющая воображения - план реализации идеи. В этом возрасте у деток присутствует только образ идеи. Поэтому сначала малыш рисует что-то, а уже потом придумывает этому описание. Если вы предложите ребенку составить план и по нему действовать, он вряд ли сможет и захочет рисовать дальше.

С трех лет малыш может переживать свои страхи через игры. Если вы заметили, что ребенок боится чего-то, с помощью игры помогите ему преодолеть страх. Сильные эмоциональные переживания можно выплеснуть и в рисунке или лепке. Не тревожитесь, если ребенок рисует страшных животных. Так он прорабатывает свои страхи.

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Второй этап развития воображения у деток начинается в 4-5 лет. В этом возрасте малыш знакомится с общепринятыми нормами поведения, правилами. Это укрепляет его «я», он ведет себя более осознанно.

Устойчивые сходят на нет. Но ребенок все так же проигрывает серьезные переживания и травмы. Так, если малышу довелось пережить операцию, он может проигрывать эту ситуацию со своими игрушками: делать им уколы, снимать швы.

Ребенок больше играет в ролевые игры, рисует, лепит. В этом всем он воспроизводит уже известные ему образцы поведения. Но происходит и некий «апгрейд». Так как у малыша уже более развита речь, он уже начинает планировать. Теперь его рисунки более осознанные. Он рисует их пошагово. «Сейчас я нарисую квадрат», - говорит кроха и делает задуманное. «А сейчас - дом», - продолжает. Это ступенчатое планирование. Оно же помогает детками придумывать сказки, «нанизывая» события одно на другое.

История моды