Вопросы часовой нагрузки тьютора. Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе По каким критериям определяют нужен ли тьютор

Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.

На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или в ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.

При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
– в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
– в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять, в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-экономические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги).

ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

Выдержка из приказа Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

П.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

рекомендации Минобра и Елены Клочко:
если тьютора не вписываются в заключение: Подписывать отказ от заключения Пмпк и прямо в подписи указывать "в связи с отказом в предоставлении положенного по "Закону об образовании в РФ" ассистента, необходимого для создания специальных образовательных условий моему ребенку ______________, прошу письменно указать причину отказа в сроки, установленные гражданским законодательством"

Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.

На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.

Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.

Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.

Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.

Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.

Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.

Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.

Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.

В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.

Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.

ТЬЮТОР ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС: ПРАВОВАЯ НОРМА И РЕАЛЬНОСТЬ

Порой необходимость «раздобыть» тьютора для ребенка превращается в самоцель. Давайте разберемся, что это за зверь такой – тьютор, и для чего он нужен ребенку с РАС. Ниже родители найдут краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

Кто такой тьютор?

Как ни странно, этот вопрос чаще всего задают не родители, а организаторы

образовательного процесса: чиновники, директора, методисты и завучи. И этот факт

свидетельствует о неизбежном консерватизме нашей образовательной системы. Оно и понятно: учителя видят в качестве модели обучения ту модель, по которой учились сами 10-20-30 лет назад.

Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает

«наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования

назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на

индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой

педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ . И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

Но если речь идет о связке «тьютор - ребенок с ОВЗ », то понимание роли тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего,

непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность. Тьютор может сидеть с ребенком на уроке (именно этого чаще всего ждут от него родители) и/или заниматься с ним индивидуально – в зависимости от потребностей. С 26 января 2017 года вступил в силу

профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных

образовательных маршрутов

Таким образом, профессиональный стандарт пытается примирить обе эти позиции. В

классах и группах для детей с РАС, использующих в качестве основного коррекционнореабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).

Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический

помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в

преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном

учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть поводырем в случае, если ребенок не видит. Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее и тому подобное.

Почему тьютор так востребован сегодня?

Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня?

Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон (в частности ст. 44 Закона № 273) дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».

Благодаря этому замечательному положению Закона школы столкнулись с совершенно

новой для них ситуацией. И это можно сравнить только с «шоковой терапией» в экономике.

Несмотря на все бравурные рапорты чиновников от образования, школы в подавляющем

большинстве оказались не готовы к этому – прежде всего, в силу отсутствия навыков, опыта, а зачастую и желания включать особенного ребенка в свой класс. Нередко приходится слышать от коллег-учителей, что они поддерживают идею инклюзии, но не хотят, чтобы особенные дети приходили в их собственный класс. И многие из них по-прежнему верят, что если «надавить» на родителей, на администрацию, то проблема исчезнет сама собой. Поэтому очень часто родители слышат от школы: без тьютора мы не будем учить вашего ребенка в классе, мы не знаем, как с ним работать, у нас и без того большая нагрузка, он будет мешать обычным детям.

Во-вторых, школы (даже коррекционные) зачастую впервые столкнулись с такой

проблемами – а это практически все дети с РАС. Родители детей с аутизмом более не готовы

мириться с перспективой обучать ребенка в отрыве от детского коллектива (на дому или в

форме семейного образования),.

Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку

с аутизмом стать частью общества.

Еще один фактор, который приводит к повышению спроса на услуги тьютора, -

фактическое отсутствие системы ранней помощи. Нередко диагноз ребенку (например, ребенку с РАС) ставят в возрасте 5-6 лет, а то и перед школой, что, безусловно, уменьшает шансы реабилитировать ребенка до того уровня, когда ему не потребуется специальное

сопровождение. И даже если ребенок получал помощь, то обычно объем ее в государственной системе детских садов бывает недостаточен. Дети с серьезными нарушениями поведения обычно посещают группу «Особый ребенок» (стандартная норма – 3 часа 3 раза в день), где у них нет шансов сформировать необходимые базовые навыки. А включение ребенка в комбинированную (инклюзивную) группу, где он мог бы получить необходимый опыт, затруднено еще и тем, что услуги тьютора в детских дошкольных учреждения не предусмотрены нормативными актами. В частности такой единицы нет в Приказе № 1014 Министерства образования, регулирующем правила организации процесса в ДОУ. По информации на март 2017 года, изменения в данный Приказ будут внесены, но пока мы имеем то, что имеем. Если у ребенка и есть тьютор в саду, то он зачастую оплачивается из родительского кармана или тьютором (разумеется, без оплаты) является родитель ребенка.

Как следует из всего вышесказанного, тьютора считают чуть ли не волшебником,

который придет и превратит неудобного для системы образования ребенка-бяку в

удобоваримую для сада/школы единицу.

Какие задачи стоят перед тьютором?

Главное задача тьютора – помочь ребенку стать частью образовательного процесса. Вопреки распространенному мнению, тьютор не помогает учителю осуществлять

образовательный процесс, задача обучать ребенка остается за учителем. Именно учитель дает инструкции по выполнению заданий, он должен объяснять и адаптировать дидактический материал, проводить аттестацию и оценивать динамику ребенка. Тьютор осуществляет помощь, постепенно «уменьшая» подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной). Если

ребенок чего-то не понял или не уловил задание, тьютор не должен повторять для него задание.

Грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно поднять руку и попросить учителя повторить задание.

Таким образом, присутствие тьютора не освобождает учителя от обязанности уделять

внимание ребенку, потому что у него есть свой «персональный» учитель. Тьютор - это

связующее звено между ребенком и учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со звонком с урока. На переменах тьютор организует общение ребенка с одноклассниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.

Необходимо помнить одно важное правило:

Главная задача тьютора – как можно скорее стать ненужным ребенку. Сколько времени

займет этот путь – зависит как от профессионализма команды, так и от особенностей ребенка.

Важно не допустить возникновения зависимости от помощи тьютора. Способствовать

этому может, например, механизм ротации – смены тьюторов, если их в школе несколько.

Различаются ли задачи тьютора ребенка с РАС в инклюзивном и коррекционном

образовании?

Как показывает опыт и практика, фундаментальных отличий здесь пока нет: и дети,

обучающиеся в коррекционных классах, и дети в общеобразовательных школах могут иметь серьезные поведенческие проблемы, которые мешают им включаться в любой детский коллектив. И к сожалению, в коррекционных группах и школах точно также возникает масса проблем с адаптацией учебной среды к нуждам ребенка с РАС: у нас по-прежнему не хватает адаптированных учебных материалов, учитывающих особенности восприятия и асинхронное развитие детей с РАС. Но, к сожалению, специалисты ПМПК редко вписывают тьюторское сопровождение детям, заведомо идущим по программам коррекционного образования уровня 3 и 4, однако перейдем к следующей проблеме.

Кому положен тьютор?

Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную

субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных

школ), обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР. Почему ИПР, а не ИПРА? Потому что в новой форме

индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) отмечается лишь нуждаемость в специальных условиях. Старая форма – ИПР – перечисляла эти условия достаточно подробно.

Таким образом, главным документом для получения услуги тьютора является

заключение ПМПК. Оба документа – и ИПР/ИПРА и ПМПК – обязательны для исполнения государственными органами.

Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или инойступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время – если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий.

Чем руководствуется ПМПК, прописывая или не прописывая ребенку тьюторское

сопровождение? Если речь идет о дошкольном уровне образования, то это приказ № 1014 от 30 августа 2013 года. Но согласно действующей версии Приказа, тьютор в ДОУ не предусмотрен (впрочем, иногда ПМПК делают приятные исключения и все-таки

оставляют заветную запись в заключении).

Если ребенок учится в школе или идет в школу, то важно понимать, когда именно

возникают договорные отношения со школой. Если они возникли до 1 сентября 2016 года,

образовательный процесс выстраивается в соответствии с Приказом № 1015 от 30 августа 2013 года. Данный документ предусматривает возможность предоставления тьюторского

сопровождения из расчета 1 тьютор на 1-6 детей с ОВЗ. При этом нет никаких четких

ограничений по времени, когда эти услуги остаются востребованными. Однако, в большинстве случаев Психолого-медико-педагогические комиссии прописывают детям с РАС сопровождение «на период адаптации» - от полугода до года. Именно так ПМПК трактуют пункт о необходимости «специального сопровождения ребенка с РАС» на период адаптации ребенка к школе – от полугода до года. В данном случае неясность нормы подзаконного акта трактуется не в пользу детей, хотя скорее всего Министерство образования имело в виду ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ сопровождения детей в этот период.

Еще одна сложность – тьютора очень редко прописывают при рекомендованной

программе 8.3 и 8.4, мотивируя это тем, что ребенку все равно путь в коррекцию, а там тьютор при маленьком классе не нужен. Следует помнить, что период адаптации к школе

– это не только первичное поступление в образовательное учреждение, но и выход, например, с надомного обучения для детей более старшего возраста.

начального образования для детей с ОВЗ. Он не предусматривает нозологических ограничений, а также временных ограничений для тьюторского сопровождения. Тьютор может быть предоставлен любому ребенку с ОВЗ, независимо от нозологии, временно или постоянно.

Следует отметить, что нормами законов и подзаконных актов никак не

регламентировано различение индивидуального или группового сопровождения. Запись ПМПК содержит общую формулировку необходимости тьютора, а детали реализации данного положения остаются за школой.

Альтернативный путь. А что делать, если ПМПК по каким-то причинам не вписало

тьютора в заключение или период адаптации прошел? В этом случае тьютор может быть

предоставлен школой без соответствующей записи в соответствие с правом руководителя

самостоятельно формировать штатное расписание (п. 4 ст. 28 Закона «Об образовании»).

Впрочем, эта возможность в большей степени действительна для государственных бюджетных, но не для казенных образовательных учреждений, которым необходимо согласовывать штатное расписание с Учредителем (Департаментом образования, другим руководящим органом, выполняющим эти функции).

Решение о предоставлении тьютора ребенку может быть обосновано решением

внутреннего школьного психолого-педагогического консилиума. Альтернативный путь,

однако, работает только в том случае, если руководитель организации разделяет мнение

специалистов и/или родителей о необходимости такого сопровождения. Необходимо понимать, что в подавляющем большинстве российских регионов такое решение чревато серьезными финансовыми затратами для школы, поэтому этот путь используется в российских школах крайне редко.

Последняя возможность

Если ни ПМПК, ни школа не разделяют мнения родителей о необходимости тьютора,

родитель может попытаться найти тьютора и оплатить тьюторские услуги самостоятельно или с помощью общественной организации. Но в этом случае придется потратить некоторые усилия на то, чтобы легализовать присутствие тьютора в школе. Это может быть сделано через заключение трехстороннего договора между тьютором, родителем и школой. Школа также может заключить волонтерский договор с тьютором. Либо, если в этом участвует общественная организация, договор с тьютором заключает НКО, а затем договор о сотрудничестве заключается между НКО и школой. В этом случае, и у родителя и у тьютора будет чуть больше защищенности в решении разных сложных ситуаций. Во всех этих случаях школа имеет право требовать от тьютора, присутствующего в течение всего дня в школе, оформления медицинской книжки. Однако, вполне вероятно возникнет неясность с распределением ответственности за жизнь и здоровье ребенка.

Родитель-тьютор: за и против

Часто возникает вопрос: может ли родитель (мама или папа) сопровождать своего

ребенка в школе/саду? Опрос, проводившийся Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов показал, что процент родительского сопровождения чрезвычайно высок. В 46% случаев тьюторами ребенка являются его родители.

Но это очень тревожная цифра. Родитель может заменять тьютора только в крайнем случае.

Во-первых, это необходимо для генерализации навыков ребенка с РАС. Нередки случаи,

когда с родителем ребенок показывает одно поведение, а при работе с другим человеком –

совсем другое.

Во-вторых, как уже говорилось выше, тьютор должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным. Преодолеть зависимость ребенка от родителя гораздо сложнее, чем зависимость от чужого человека. В-третьих, родители – это третья сторона процесса, они являются одновременно законными представителями ребенка и оценивают качество услуги. Поэтому нередко учитель воспринимает родителя как контролера из «Родпотребнадзор» (что зачастую так и бывает), а не как коллегу, с которым необходимо выстраивать эффективное взаимодействие. Родителю же тоже сложно выйти из роли контролера: ведь ему кажется, что он точно знает, что ребенок воспринимает, а что нет, что он может, а что никогда не сможет и как его нужно учить.

Еще один существенный аргумент против родителя-тьютора – правовой. Согласно

профстандарту, тьютор должен иметь профильное педагогическое образование, далеко не

каждый родитель соответствует этому требованию. Кроме того, родитель ребенка с ОВЗ не

может стать «универсальным» специалистом, ведь его задача – не в том, чтобы стать

профессионалом, помогающим всем и разным детям, а в том, чтобы помочь одному

конкретному собственному ребенку. После окончания ребенком школы, он, скорее всего,

совсем уйдет из профессии.

Ну и самый главный аргумент против: постоянное сопровождение ребенка,

зацикленность на его проблемах очень быстро приводит к «выгоранию» родителя и

существенно ухудшает качество жизни семьи. Родитель, вынужденный работать тьютором, не состоится как профессионал, семья может понести существенные финансовые потери, так как «упущенная выгода» может оказаться достаточно большой.

Но что делать, если нет другого выхода: школа не справляется с ребенком, и добиться

нужных записей в документах не получается или квалификация школьных сотрудников

оставляет желать лучшего? Можно попытаться минимизировать издержки и потери:

1. Объединитесь с другими родителями, которые нуждаются в услугах тьютора.

«Поменяйтесь» детьми – тем самым можно избежать усиления зависимости ребенка от папымамы.

2. Помните, что ответственность за результаты образовательного процесса несет учитель. Если вам что-то не нравится в том, как он дает материал, не делайте ему замечаний

при коллегах и тем более, при учениках. Предложите помощь – возможно, он прислушается к вам, так как вы знаете своего ребенка лучше других. Но старайтесь избегать аргумента: «Я – родитель, я знаю лучше». Разговаривайте с учителем на равных как коллега с коллегой.

3. Не останавливайтесь на достигнутом – используйте ситуацию, чтобы узнать

новое. Не упускайте возможности повысить квалификацию, вникайте в документы и

особенности процесса. Возможно, тьюторство станет вашей новой профессией.

4. Соблюдайте правило уменьшения подсказки, помните о необходимости

увеличивать самостоятельность ребенка.. Заведите специальную одежду для школьных

занятий, чтобы обозначить смену роли родителя на роль педагога.

Заключение

Помните: сам по себе тьютор не может решить всех проблем ребенка. Если ребенок

«мешает классу», прежде всего, необходимо найти причину. Неграмотный специалист вполне может закрепить нежелательное поведение и навредить образовательному процессу. Поэтому обязательное требование к тьютору ребенка с РАС – владение основами прикладного анализа поведения и базовые компетенции психолога, дефектолога или другого коррекционного специалиста. Впрочем, тьютор не обязательно должен сам писать поведенческие протоколы.

Здесь ему нужна помощь специалиста в ПАП более высокого уровня.

Не менее важно наладить взаимодействие между тьютором и учителем класса, а также

между школой и родителями, чтобы обеспечить соблюдение общих принципов и подходов при решении задач освоения и академической программы и социализации ребенка.

Тот факт, что тьюторство возникает как отдельная тема в методичке для родителей детей с РАС, свидетельствует о том гигантском шаге вперед, который произошел в общественном сознании и нашем образовании. Будем, однако, надеяться, что этот шаг – только начало большого пути по превращению наших образовательных учреждений в среду, дружелюбную по отношению к особенными детям.

Гость студии Юлия Изотова - директор Пушкинской гимназии на Пресне, руководитель Московского тьюторского центра.
Ведущий передачи Алексей Семенычев - автор Фейсбук-группы "Альтернативное образование в России"

Какова роль тьютора в семье?

Очень часто родители обращаются в Тьюторскую ассоциацию, чтобы помогли выбрать школу, помогли ребенку, который переезжает в другой город, помогли определиться, когда очень много предметов и возможностей. Вот эти многообразные перекрестки мы проходим вместе. Мы можем предложить родителю остановиться на какое-то время и построить образовательную ситуацию ребенка. Может быть, даже стоит перестроить систему занятости ребенка, его образовательное пространство под цели и задачи родителей, но при этом с учетом интересов ребенка. Начинаем, конечно, с вопроса родителя: «Как быть?», но потом быстро переключаемся на ребенка. В этих развилках важно не потерять ребенка. Бывает, родители выбор сделали и записали ребенка в драмкружок или кружок по фото. А ребенок не определился, ему это чуждо. Многие дети не понимают, зачем им это. Работа с ребенком в связке с работой с семьей позволяет двигаться всем вместе, договариваться, слышать друг друга.

У родителей сложное отношение к тьюторам. Мамы и папы считают, что они лучше любого тьютора знают, где и как должен учиться их ребенок. Что им можно возразить? Все ли приходят к пониманию назначения тьютора?

Мы пока сталкиваемся с ситуациями скорей кризисными. Тьюторство не так сильно распространено, практикующих тьюторов, к которым можно прийти и сказать: «Поработай с моим ребенком», не так много. К нам чаще всего прибегают и кричат: «Кошмар и ужас!». Ребенок лежит на диване, не желает вставать и чем-то заниматься, потому что не видит цели. По сути, нам приходится работать с образовательной депрессией. Тогда ребенок теряет смысл к чему-то образовательному.

Что бы мог сделать тьютор или Тьюторская ассоциация для развития семейного образования?

Есть несколько моделей. Когда семья задумывает сама держать выбор образовательной программы, тогда нужно понимать, а что есть, из чего выбирать. Тьютор - это тот, кто помогает выбрать основание. Не сложно выбирать, если человек понимает свои ценности и приоритеты. Не сложно двигаться, если ребенок поймал свой мотив. Семейному образованию мы предлагаем средства и инструменты, с помощью которых можно удерживать ситуацию целого. Часто в семейное образование попадает семья, которая убегает от чего-то нежелательного. Далее обнаруживается, что у родителей нет каких-то компетенций, чтобы выполнять функцию, ребенок к чему-то не готов и семья оказывается в ситуации перехода. Вот тьютор часто работает с ситуацией перекрестка, кризиса. Одна из моделей - идея территориальных тьюторских центров. Это небольшое помещение, куда можно прийти и за 2-3 часа, приходя 2-3 раза в неделю, можно там с тьютором складывать свою образовательную программу, которая будет разворачиваться везде. Ребенок становится заказчиком своего образовательного поля, складывает из ресурсов свою версию, реализовывать и возвращаться обсуждать. Почему территориальная? Это как соты, чтобы в определенных районах были места, куда можно приходить и обсуждать свое движение не только в школе.

Существует проблема первого года обучения, перехода с одной формы обучения на другую.

Лежание на диване. Как с этим бороться? Что могли бы делать родители вместе с тьюторами при отлучении от школы и переходе на домашнее обучение?

Первое, это задать вопрос: «Уходя из школы, какую модель я пытаюсь реализовать?». Если есть прообраз структуры образовательной ситуации, это закладывает определенную стратегию в отношения с ребенком. Если не построен образ, что является альтернативой школы, и ребенку, и родителям будет тяжело. Необходимо найти такой интерес ребенка, который заставит его вскакивать, не спать сутками, и который введет его в различные активности. Поиск своего - это самое главное. Нужно строить, пробовать, экспериментировать, встречаться с людьми, с предметами. К примеру, на каждый день нужно построить по одному эксперименту. Пространство ребенка необходимо насыщать опытом.

Можно навести один пример, что такое образовательное пространство?

Это когда ребенок может назвать семь (или другое количество) ключевых мест, где происходят важные тренировки, встречи с интересными людьми. И все это вписано в основной проект. Есть три этапа, которые проходит ребенок. Сначала задумывается, что такое инженерия и кто такие инженеры. Через полчаса работы с тьютором ребенок захотел посмотреть, как это - работать за станком. Тьютор ищет эксперта, организовывает ситуацию, где тот находится в деятельности, получает опыт и происходит обсуждение. Этому можно научиться и родителю.

Колористика